Обычно в одном проекте работают разные типы сотрудников. Например, в швейной мастерской есть руководитель и две швеи. Несмотря на то, что команда маленькая, сотрудники относятся к разным категориям персонала, а это влияет на их зарплату, должностные обязанности и уровень ответственности.
В статье разберем, в чем особенности разных категорий персонала и зачем бизнесу делить сотрудников на группы.
Что такое категории персонала
Категории персонала — это группы сотрудников, у которых общие:
- навыки;
- уровень образования;
- опыт работы;
- уровень ответственности;
- рабочие задачи.
Также категории персонала объединяет особенность их работы: умственная, физическая, обслуживающая, а также есть ли у них подчиненные.
Какие бывают категории персонала
Условно весь персонал делят на несколько больших категорий:
- административный — занимается руководством, контролем и решением управленческих вопросов;
- производственный — например, занимается строительством или изготовлением линейки одежды;
- линейный — персонал, для чьей работы не нужны конкретное образование или квалификация;
- технический — выполняет вспомогательные функции, например уборщики;
- иные категории — к ним относятся сотрудники, которые выполняют непроизодственные работы или услуги, например юрист, экономист. Также к этой категории относится обслуживающий персонал, например официанты.
У этих категорий есть подкатегории:
- руководители;
- специалисты;
- служащие;
- рабочие;
- обслуживающий персонал.
Руководители несут наибольшую ответственность за работу команды. Они управляют сотрудниками, ставят задачи и продумывают планы, контролируют их выполнение. К примеру, в кофейне руководителем может быть управляющий или владелец бизнеса.
Специалисты выполняют работу, для которой нужны специальная квалификация или обучение. Так, в дизайнерской студии специалистом можно назвать дизайнера интерьера, который окончил бакалавриат, а теперь работает по профилю.
Служащие. Это сотрудники, которые заняты контролем, учетом и работой с документами. Например, секретарь или табельщик.
Рабочие. Сотрудники, которые чаще всего выполняют физическую работу. Например, строитель, крановщик, повар.
Обслуживающий персонал. Это сотрудники, которые обслуживают клиентов, оборудование или помещения. К примеру, клинеры, продавцы, официанты.
Не во всех бизнесах работают сразу все подкатегории персонала. Какие из них будут в команде, зависит от специфики бизнеса. Например, в небольшой ремонтной бригаде достаточно рабочих и прораба, а в салоне красоты могут трудиться лишь руководитель и специалисты.
Зачем персонал делят на категории
Не обязательно делить сотрудников на категории, но это может помочь решить три задачи:
- выстроить процессы в команде;
- удержать ценных сотрудников;
- избежать дисбаланса.
Проще выстраивать процессы в команде. Объясним на примере.
В небольшом рекламном агентстве две категории персонала: специалисты и руководители. Владелец бизнеса пишет регламенты с обязанностями сотрудников. Он знает, какие категории персонала в команде, поэтому сможет правильно распределить ответственность и задачи.
По регламентам руководитель контролирует работу, ставит задачи, общается с заказчиками, а специалисты делают всю работу, связанную с контентом, и согласовывают ее с руководителем.
В такой команде каждый понимает зону своей ответственности. К примеру, не будет ситуации, когда дизайнеру приходится брать на себя задачи руководителя и писать стратегию развития.
Владельцу бизнеса проще определять зарплатные вилки, когда есть категории персонала. К примеру, руководители несут больше ответственности за проект, поэтому их оклад выше.
Удержать сотрудников помогает мотивация, а ее проще придумать, когда есть деление на категории. Условно, на рабочих сильнее всего действует денежная мотивация: чтобы сохранить их в команде, нужно внедрить премии или пересмотреть зарплату. Со специалистами дела обстоят иначе — часто только деньгами не обойтись, нужно внедрять дополнительную нематериальную мотивацию, например бесплатное обучение.
Избежать дисбаланса. Иногда бизнес может сэкономить, если проверит, сколько сотрудников трудится в разных категориях и сколько времени у них уходит на работу. Например, в одном отделе два специалиста, которые выполняют одинаковые задачи. Они успевают все сделать, не срывают сроки и часто заканчивают работу раньше положенного, потому что задания заканчиваются. Бизнесу выгоднее оставить только одного специалиста, который сможет брать на себя всю работу — нагрузки хватит на полный день.
Что важно запомнить
- Категория персонала — это группа сотрудников, которых связывают общие навыки, задачи и уровень ответственности.
- Делить сотрудников на категории удобно, чтобы было проще управлять процессами. К примеру, расписывать зоны ответственности работников и придумывать систему мотивации.