Должностную инструкцию учителя составляют в свободной форме. В документе указывают требования к специалисту, что он должен знать и уметь, какие у него есть права и обязанности.
Инструкция учителя помогает директору образовательного учреждения защитить свои интересы. Например, избежать административной и уголовной ответственности за нарушения, допущенные учителем.
Что еще должно быть указано в документе и как его составлять по профстандартам — в статье «Как оформить должностную инструкцию».
Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.
Должностная инструкция и обязанности учителя
1. Общие положения
1.1. Учитель относится к категории специалистов и подчиняется заместителю директора образовательного учреждения (далее — ОУ) по учебно-воспитательной работе, назначается на должность и освобождается от нее приказом директора ОУ.
1.2. Для работы учителем нужно высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогические науки» или по направлению, соответствующему преподаваемому предмету.
1.3. Учитель должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство РФ и Конвенцию ООН о правах ребенка, устав и локальные нормативные акты ОУ;
- требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного и среднего общего образования к преподаванию своего предмета, рекомендации по их применению в ОУ;
- основы педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены;
- преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и образовательных программ основного и среднего общего образования, его историю и место в мировой культуре и науке;
- современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
- историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся ОУ;
- методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями и коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- рабочую программу и методику обучения предмету;
- программы и учебники по предмету, отвечающие положениям ФГОС;
- пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
1.4. Учитель должен уметь:
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам и ускоренным курсам в рамках ФГОС;
- объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля;
- применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения;
- проводить занятия по учебной дисциплине, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии, современных информационных технологий и методик обучения;
- разрабатывать рабочие программы по преподаваемому предмету на основе федеральных образовательных программ и контролировать их выполнение;
- организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;
- использовать современные способы оценивания — вести электронный журнал и электронные дневники обучающихся;
- владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
- организовывать внеурочную деятельность — конкурсы по предмету, тематические вечера с учетом историко-культурного своеобразия региона;
- помогать детям, не освоившим необходимый материал — предлагать специальные задания и индивидуальные консультации, подключать других педагогов и тьюторов;
- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
2. Трудовые функции
2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и общего образования в рамках ФГОС.
2.2. Обучение, воспитательная и развивающая деятельность.
3. Должностные обязанности
3.1. Учитель обязан:
- выполнять свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего образования;
- разрабатывать и реализовывать программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
- планировать и проводить учебные занятия;
- проводить анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
- контролировать и оценивать учебные достижения, текущие и итоговые результаты освоения образовательной программы обучающимися;
- объективно оценивать знания и умения учащихся;
- проводить контрольно-оценочную работу при обучении с применением электронного журнала и дневников;
- регулировать поведение учащихся на уроках, поддерживать посещаемость занятий;
- использовать на уроках и во внеурочной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
- помогать в реализации учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся;
- развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативность и творческие способности;
- разрабатывать и реализовывать учебные планы по своему предмету в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
- организовывать олимпиады, конференции, предметные конкурсы и игры в школе, а также тематические вечера;
- подготавливать учащихся к участию в олимпиадах по предмету, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
- консультировать обучающихся по выбору профессий и специальностей, где необходимы знания преподаваемого предмета;
- формировать представления обучающихся о полезности знаний по предмету вне зависимости от выбранной профессии или специальности.
4. Права
4.1. Учитель вправе:
- требовать материально-технических условий, необходимых для выполнения образовательной программы по учебной дисциплине и ФГОС;
- выбирать и использовать образовательные программы, различные эффективные методики обучения своему предмету, учебные пособия и учебники по учебной дисциплине, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Минпросвещения РФ или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу;
- участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для профессиональной деятельности;
- давать обучающимся во время уроков, а также перемен задания, которые относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности;
- получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования;
- получать поощрения и награждения по результатам педагогической деятельности;
- запрашивать у директора и других работников ОУ документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение директора предложения по улучшению деятельности ОУ и организации труда в рамках своих должностных обязанностей;
- знакомиться с решениями директора, касающимися его должностных обязанностей, и документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.
5. Заключительные положения
5.1. Учитель знакомится с должностной инструкцией под подпись при приеме на работу до подписания трудового договора.
5.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у генерального директора, другой — у учителя.
5.3. Учитель знакомится под подпись с изменениями в должностной инструкции, принятыми распоряжением генерального директора и касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав и ответственности.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):
________ /Ковальчук Ирина Сергеевна
(подпись) / (расшифровка подписи)
Дата:
______________________
Должностная инструкция учителя входит в пакет документов «Оформление сотрудника»
Собрали список шаблонов документов, которые помогут предпринимателю взять личные данные у работников, согласовать обязанности, зафиксировать должности и зарплаты.
Как и в какой очередности заполнять документы, рассказали в статье «Как оформить сотрудника в штат: пошаговая инструкция для ИП».
Какие документы могут понадобиться:
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об оплате труда.
- Положение о премировании.
- Положение об обработке персональных данных.
- Положение об организации по охране труда.
- Штатное расписание.
- Приказ об утверждении штатного расписания.
- Должностные инструкции.
- Лист ознакомления с должностной инструкцией.
- Трудовой договор.
- Срочный трудовой договор.
- Трудовой договор с комбинированным режимом работы.
- Договор возмездного оказания услуг.
- Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем.
- Приказ о приеме на работу.
- Приказ о назначении генерального директора.
- Личная карточка работника.
- Заявление о регистрации в качестве страхователя.
Какого документа вам не хватает? Поделитесь, и наши эксперты создадут шаблон.