Должностную инструкцию главного бухгалтера ООО составляют в свободной форме. В документе указывают требования к специалисту и его квалификации, прописывают права, обязанности сотрудника.
Руководитель организации может защитить свои интересы, если правильно составит должностную инструкцию главного бухгалтера. Например, сможет избежать административной и уголовной ответственности за нарушения, допущенные сотрудником.
Подробнее о том, какие пункты обязательно нужно прописать в документе, — в статье «Как оформить должностную инструкцию».
Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.
Должностная инструкция и обязанности главного бухгалтера
1. Общие положения
1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей и подчиняется генеральному директору, назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.2. Для работы главным бухгалтером требуется:
- высшее профессиональное образование, финансовое или экономическое;
- опыт работы от пяти лет в бухгалтерско-финансовой сфере.
1.3. Главный бухгалтер должен знать:
- законодательство РФ о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении; о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; трудовое и валютное законодательство РФ;
- судебную практику по спорам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности;
- порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
- правила защиты информации;
- методики ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- порядок составления сводных учетных документов;
- методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
- компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета.
1.4. Главный бухгалтер должен уметь:
- определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;
- разрабатывать способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику;
- оценивать возможные последствия изменений в учетной политике;
- разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы финансовой отчетности и составлять график документооборота;
- организовывать делопроизводство бухгалтерии;
- планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для составления финансовой отчетности;
- распределять объем учетных работ между работниками бухгалтерии;
- контролировать соблюдение сроков и качество выполнения работ в системе бухгалтерского учета;
- оценивать важность информации, раскрываемой в финансовой отчетности;
- формировать финансовую отчетность;
- контролировать ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
- проверять качество составления регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности;
- выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность финансовой отчетности;
- исчислять налоговую базу, суммы налогов, сборов и страховых взносов;
- представлять в установленные сроки налоговые расчеты и декларации, отчетность в государственные внебюджетные фонды;
- исправлять ошибки в налоговом учете, налоговых расчетах и декларациях, отчетности, поданной в государственные внебюджетные фонды;
- разрабатывать формы налоговых регистров;
- формировать и применять инструменты налогового планирования: налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения;
- изучать законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и его обновления;
- анализировать налоговое законодательство Российской Федерации, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;
- определять финансовые цели, способы их достижения в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
2. Трудовые функции
2.1. Основные задачи и направления деятельности главного бухгалтера:
- составление и представление финансовой отчетности;
- внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование;
- финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками.
3. Должностные обязанности
3.1. Главный бухгалтер обязан:
- формировать числовые показатели отчетов, входящих в состав финансовой отчетности;
- формировать пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- информировать генерального директора о финансовой отчетности, согласовывать ее с ним и подписывать;
- представлять финансовую отчетность в госорганы;
- хранить финансовую отчетность до ее передачи в архив;
- контролировать ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
- проверять первичные учетные документы, качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- организовывать ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- организовывать исчисление и уплату налогов, сборов и страховых взносов, составление налоговой отчетности;
- представлять налоговые расчеты и декларации, отчетность в установленные сроки;
- контролировать ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- организовывать налоговое планирование;
- формировать учетную политику организации;
- контролировать сохранность документов и регистров налогового учета, налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды и их последующую передачу в архив;
- организовывать работы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
- координировать и контролировать выполнение работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;
- разрабатывать финансовую политику, составлять финансовые планы, бюджеты и сметы организации;
- составлять отчеты об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и контролировать целевое использование средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности расчетов;
- готовить предложения для включения в планы продаж продукции, работ и услуг, затрат на производство и предложения по повышению рентабельности и снижению издержек производства.
4. Права
4.1. Главный бухгалтер имеет право:
- устанавливать служебные обязанности для работников бухгалтерии;
- руководить подбором, перемещениями и увольнениями работников бухгалтерии;
- устанавливать обязательные для всех сотрудников правила документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений;
- участвовать в обсуждении проектов и решений руководства, в совещаниях по их подготовке и выполнению;
- подписывать документы в пределах своей компетенции;
- запрашивать у генерального директора разъяснения и уточнения по поручениям и выданным заданиям;
- запрашивать по поручению генерального директора и получать от работников необходимую информацию, документы, которые требуются для исполнения поручения;
- организовывать проверки соблюдения правил составления и ведения финансовой отчетности;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение генерального директора предложения по улучшению деятельности бухгалтерии;
- знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.
5. Заключительные положения
5.1. Главный бухгалтер знакомится с должностной инструкцией под подпись при приеме на работу до подписания трудового договора.
5.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у генерального директора, другой — у главного бухгалтера.
5.3. Главный бухгалтер знакомится под подпись с изменениями в должностной инструкции, принятыми распоряжением генерального директора и касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав и ответственности.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):
________ / Карпова Нина Федоровна
(подпись) / (расшифровка подписи)
Дата:
______________________
Должностная инструкция главного бухгалтера входит в пакет документов «Оформление сотрудника»
Собрали список шаблонов документов, которые помогут предпринимателю взять личные данные у работников, согласовать обязанности, зафиксировать должности и зарплаты.
Как и в какой очередности заполнять документы, рассказали в статье «Как оформить сотрудника в штат: пошаговая инструкция для ИП».
Какие документы могут понадобиться:
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение об оплате труда.
- Положение о премировании.
- Положение об обработке персональных данных.
- Положение об организации по охране труда.
- Штатное расписание.
- Приказ об утверждении штатного расписания.
- Должностные инструкции.
- Лист ознакомления с должностной инструкцией.
- Трудовой договор.
- Срочный трудовой договор.
- Трудовой договор с комбинированным режимом работы.
- Договор возмездного оказания услуг.
- Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем.
- Приказ о приеме на работу.
- Приказ о назначении генерального директора.
- Личная карточка работника.
- Заявление о регистрации в качестве страхователя.
Какого документа вам не хватает? Поделитесь, и наши эксперты создадут шаблон.