По оценкам экспертов, только 5% взрослого населения учатся онлайн, поэтому ниша дистанционного образования огромна.
В основном потенциальные ученики — это жители удаленных регионов. Роман Бондарев, директор по продажам Академии Eduson, рассказывает, как им удалось привлечь учеников из регионов.
Направление с учениками из B2C приносит 62% от оборота
Академия Eduson — образовательный сервис. У нас два направления: мы учим сотрудников крупных компаний и частных учеников.
Наш бизнес стартовал с корпоративного направления, и оно востребованно. За 9 лет оборот B2B вырос с нуля до 82 млн рублей в год.
Ученики в корпсегменте — сотрудники крупных компаний, например Ozon, Ростелекома, Башнефти. Мы подумали: раз нам доверяют такие работодатели, значит, мы знаем, как донести знания взрослой аудитории. Поэтому в 2019 году решили выйти на рынок B2C — к частным клиентам.
На 2022 год мы предлагаем более 20 программ в B2C. В основном они связаны с аналитикой, менеджментом, HR и маркетингом.
Все программы построены на практике. Ученики не просто слушают говорящую голову, а выполняют задания.
Покажу на примере курса по Excel.
Распространенный вариант — когда лектор рассказывает о программе и показывает на своем экране, на что нажимать. У нас не так.
Ученики занимаются в личном кабинете программы. Во время обучения они заходят в него, там же переходят в интерфейс, который имитирует Excel, и вживую отрабатывают правила и формулы. При этом программа проверяет, все ли ученики запомнили, и если нет, то дает подсказки. Описание курса и программы на сайте Академии.
Обучение на реальном интерфейсе — только один из способов дать попрактиковаться. Например, ученики тренируют навыки при участии в кейсах. Допустим, проходит тема по переговорам, задача — научиться определять контекст беседы. После теоретического блока ученики отвечают на вопросы из кейса. На экране появляется описание ситуации, и нужно выбрать вариант ответа.
Благодаря интерактивному обучению наши программы привлекает внимание учеников, что дает нам возможности расти. Рост касается и среднего чека, и оборота компании в целом.
Рассрочка — бустер продаж для удаленных регионов, но банки не готовы отправлять представителей так далеко
Несмотря на постоянный рост, мы хотим большего. На ближайший год наша главная цель — войти в топ-30 игроков на рынке онлайн-обучения. Один из критериев, на которые мы ориентируемся, — рейтинг EdTech-компаний.
Чтобы стать лучшими, наша команда усиливает маркетинг, структуру продаж, планируем запустить новые курсы. Еще одно направление, на которое делаем ставку, — рост за счет учеников из регионов.
По нашим оценкам, онлайн-образование получают не больше 5% взрослого населения России. Очевидно, что потенциал рынка огромный.
Конкуренция на рынке неравномерная. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах она еще чувствуется, а вот регионах она низкая. Но есть проблема. Росту мешают сразу несколько факторов. Во-первых, еще есть стереотипы, что онлайн не для всех и не для каждой темы. С этим сложно работать, но можно.
Второй фактор, который мешает привлекать частных учеников, — доступность по цене. В среднем в России курс для диджитал-профессии будет стоить 20 тысяч рублей, а если это долгосрочная программа — то уже 60–100 тысяч. В условной Москве это подъемные деньги, но для городов поменьше такую сумму может быть сложно вложить в обучение.
Для нас вывод очевиден: если ученикам сложно за раз высвободить из бюджета полную стоимость курса, значит, надо предложить оплачивать частями. Казалось, бы, чего проще.
В сегменте онлайн-образования оплата частями — обычное условие. Это бустер для продаж, без такого подспорья мало кто из школ смог бы зарабатывать. Проблема в другом.
Услугу оплаты частями предоставляют банки. Если упростить процесс, он работает так:
- ученик выбирает курс;
- оформляет заявку на оплату частями. В зависимости от школы могут предложить рассрочку или кредит;
- банк одобряет заявку;
- ученик подписывает договор на рассрочку или кредит.
Сложность появляется на этапе подписания договора. В большинстве случаев для этого нужна встреча. Тут есть варианты: одни банки просят приехать в отделение, другие готовы отправить своего представителя.
Нет таких банков, кто готов отправить сотрудника так далеко от крупного города.
Если заявку подает ученик из Москвы, у банков нет проблемы встретиться с ним. У многих есть представители в крупных городах. Другое дело — если ученик живет в условном Нерюнгри. По нашему опыту, нет таких банков, кто готов отправить сотрудника так далеко от крупного города.
У нас как у бизнеса есть задача — наращивать количество учеников. Мы уже знаем, что в удаленных регионах есть потенциальные клиенты. Но мы не можем им продать курс, просто потому что технически нельзя оформить рассрочку. Тупик.
У нас было два варианта: смириться или найти способ работать с удаленными регионами.
Решение — найти банк с смс-подписанием договора на рассрочку
В 2021 году мы решили найти способ предлагать рассрочку ученикам из удаленных регионов. На этот момент мы уже знали Т-Банк и знали, что он умеет работать в дистанционном формате. Поэтому, когда компания предложила нам новый способ подписывать договоры, мы сразу согласились попробовать.
В работе с потенциальными учениками мы застревали на том, что с ними не получалось подписать договор на рассрочку. Наш прошлый банк отказывался отправлять представителей в удаленные регионы, а предлагать ученику доехать до ближайшего крупного города для рассрочки как минимум странно.
Т-Банк полностью снял этап со встречей. Теперь все, что нужно, — подписать заявку кодом из смс. Никаких поездок или встреч.
Рассрочка как инструмент привлечения не продает сам по себе, ему тоже нужно учиться
Отказались от кнопки «В рассрочку» на сайте. Рассрочка — известный инструмент для онлайн-продаж, но в разных сегментах ее используют по-своему. Например, если покупаешь телефон, обычно просто нажимаешь «Купить в рассрочку», и готово.
Для Академии оформление рассрочки с сайта считаем недопустимым. Рассрочка — финансовый инструмент, и не все знают, как он работает. Поэтому перед тем, как ученик ее подписывает, мы хотим убедиться, что он точно понимает процесс и свои обязательства.
Мы предлагаем рассрочку только при личном общении. Если ученик хочет купить курс, он оставляет заявку, и с ним связывается менеджер. А как именно оплачивать, уже обсуждается голосом.
Если ученику подходит формат рассрочки, менеджер во время звонка формирует ссылку на оплату и отправляет ее клиенту. На оформление уходит пять минут: часть информации заполняет сам менеджер, а часть — ученик. Обычно заявка уходит в банк во время разговора.
Менеджеры сначала сдают экзамены по рассрочке и только потом предлагают ее ученикам. В Академии есть система роста и развития сотрудников. Один из этапов — начальный онбординг. У нас это целый процесс, когда новички изучают принципы работы компании, сами проходят курсы, которые будут продавать, и много чего еще.
Один из блоков обучения — «Презентация форматов оплаты». Обучение строится примерно так:
- сотрудник изучает форматы оплат, в том числе рассрочку. Сначала просто описание, а потом смотрит видеоинструкции — например, как подается заявка;
- добавляется в чат поддержки и изучает вопросы и ответы, связанные с рассрочкой;
- заходит в реальный личный кабинет для работы с рассрочками, сам формирует заявку и изучает механику подачи со стороны ученика;
- изучает путь ученика для подписания договора. Для этого есть учебное видео, где мы показываем: приходит вот такое смс, появляется такая-то форма и так далее;
- изучает сценарии переговоров о рассрочке. Здесь все: и теория, и отработка конкретных вопросов;
- закрепляет знания деловой игрой, которая проходит под контролем наставника.
Подробное изучение рассрочки гарантирует, что наш сотрудник корректно проконсультирует ученика и не допустит навязывания или сокрытия значимых условий. Для бизнеса это подстраховка от возвратов, мол, я ничего такого не хотел и не знал. И чисто по-человечески для нас важно, что мы заботимся о финансовом благополучии учеников, а не втюхиваем, лишь бы продать.
Мы всегда на связи с Т-Банк, поэтому быстро решаем вопросы. Для поддержки со стороны компании есть выделенная команда, которая помогает и всегда в курсе ситуации. Поэтому нам не приходится заново повторять одно и то же или рассказывать об особенностях Академии.
Обычно запрос решается в тот же день, а чаще и за пару минут. Для скорости мы собрали закрытый чат в мессенджере и по всем срочным вопросам общаемся там. Для нас это удобно.
Результаты: рассрочка Т-Банк повлияла на рост оборота и позволила выйти в удаленные регионы
Мы предлагаем обучение для новичков в профессии и уже состоявшихся специалистов, которые хотят подтянуть свои знания.
Наша команда не продает мечту о быстром старте из серии «пройди курс — и прямо завтра начнешь получать по двести тысяч рублей в месяц». Мы скорее за осознанное обучение, когда решение принимают не на эмоциях, а после обдумываний. Такие ученики представляют себя в профессии и готовы к трудностям.
Даже при осознанном желании учиться не все готовы высвободить из бюджета стоимость курса целиком. Поэтому мы активно предлагаем рассрочку как один из способов оплаты.
Я считаю, что рассрочка — катализатор продаж. И Академия не исключение. Доля учеников, которые заинтересовались обучением, но не готовы были оплачивать программу за один платеж, — 60%. Если бы мы не предоставили рассрочку, могли бы потерять доход от этих учеников.
Мы подключили рассрочку Т-Банк в 2021 году, и за почти год оборот B2С вырос в четыре раза. Конечно, на рост повлияла не только рассрочка, но без нее результаты были бы намного скромнее.
Рассрочка позволяет увеличивать стоимость курсов без потери в спросе. Для нас это тоже важно, потому что растет средний чек, команда получает достойную оплату, а программы по-прежнему доступны ученикам. За год средний чек в направлении B2С вырос в 1,2 раза. На рост повлияла в том числе рассрочка.
Смс-подписание решило проблемы с регионами. Услугу рассрочки можно найти почти в любом банке, но с учетом наших целей мало кто подходит. Мы хотим постепенно выходить в удаленные регионы и привлекать больше учеников из провинции. А здесь все упирается в то, как подписывать договор на рассрочку.
Т-Банк предложил отличный вариант — подписывать договор без встречи с представителем банка и поездок в отделение. Ученик получает код из смс и вбивает его в форму заявки — готово. Процесс занимает пару минут, и он доступен всем, у кого есть интернет.
Если ученик видит ценность в нашем курсе, ему уже ничего не мешает получить образование. Нашу оценку подкрепляют цифры. Доля учеников из удаленных регионов выросла с 0 до 4%. До подключения рассрочки их почти не было.
Только за декабрь 2021 года нашими учениками стали жители Павловского Посада, Шахт, Буйнакска, Майкопа, Новоуральска, Надыма, Назарьева, Вязников, Кировска.
ип Панков Артем Анатольевич:
покупаем.