Среди стартаперов и инвесторов уже давно ведутся разговоры о том, что в России нет платформы для презентации проектов на ранних стадиях, аналогов популярной американской площадке Product Hunt.
В крупных российских медиа были попытки создать подобную площадку. Например, подсайт «Трибуна» на vc.ru и отдельный сайт Spark.ru появились именно с этой целью. Но со временем из-за расширения аудитории этих платформ и изменения ядра аудитории, крупные ресурсы стали малопригодными для размещения новых продуктов: материалам про стартапы трудно выдержать конкуренцию с редакционными новостями и профессиональным коммерческим контентом от пользователей.
Однако мне как стартаперу с опытом и знанием всех проблем молодых предпринимателей все же хотелось создать российскую версию Product Hunt. И, кажется, мне это удалось.
Пару слов о себе
В тему технологического предпринимательства я погрузился в 2016 году, когда создавал свой первый стартап — мобильное приложение «МойГород» — локальный агрегатор новостей, мероприятий, компаний и форум для жителей городов с населением до 100’000.
Стартап добрался до топ-10 раздела «Новости» в AppStore и был продан частному инвестору в 2019 году, а я двинулся дальше — попробовал запустить новый продукт на зарубежном рынке. Это оказалось не так-то просто, особенно, без серьезного рекламного бюджета.
Выручил меня тот самый Product Hunt, благодаря которому удалось набрать первую тысячу(!) пользователей, получить от них обратную связь и сделать первые продажи в долларах.
Однако из-за пандемии и санкций развитие на рынке США пришлось заморозить, а свои силы сфокусировать на России, где аналогов Product Hunt все еще не существовало.
Как я адаптировал формат Product Hunt для российских команд
Новую платформу я назвал Product Radar, вдохновившись Product Hunt. Идею названия мне подала жена.
Цифровые платформы, вроде Радара, на первых порах испытывают так называемую проблему «курицы и яйца». Не будет интересных проектов — не будет тех, кто их оценивает и использует. Поэтому, я начал собирать эту самую аудиторию в своем телеграм-канале.
Чтобы резко бустануть канал и набрать первую 1000 подписчиков, потребовалось 3 дня и одна простая идея: я стал собирать лучшие по рейтингу статьи о стартапах и пет-проектах из раздела «Трибуна» на vc.ru. Фактически, я скрестил Product Hunt и vc.ru, а канал назвал VC hunt. Делал две подборки: топ за неделю и топ за месяц.
За пару часов написал статью в подсайт «Трибуна» и получил 4000 прочтений и +1000 подписчиков в канале. Дело было осенью 2021 года.
Когда через пару месяцев мне надоело заниматься лишь одной рутиной с подборками, а канал дорос до 2000 подписчиков, я начал экспериментировать с контентом, проводить «открытые микрофоны» и в какой-то момент стал регулярно писать обзоры на российские стартапы: телеграм-боты, приложения, онлайн-сервисы и прочие SaaS.
Осенью 2023 года, когда телеграм-канал дорос до 8000 подписчиков, а я написал под сотню обзоров, был запущен отдельный сайт Product Radar.
Емкости российского рынка стартапов пока не хватает, чтобы устраивать ежедневные баттлы стартапов. Поэтому, чтобы создать российский аналог Product Hunt, мне пришлось пойти на хитрость. Я ограничил количество публикуемых стартапов до 10 и продлил период голосования за лучший продукт до недели.
Да, такой формат размещения проектов отличается от Product Hunt, но это позволяет регулярно обновлять платформу и сосредотачивать внимание аудитории на конкретных, хорошо оформленных проектах. Это также экономит скромные ресурсы платформы — делаю Радар в одиночку, мне помогают два фрилансера: программист и коммьюнити-менеджер.
Я переработал концепцию с «охотниками». На Product Hunt они «находят и публикуют проекты от своего имени». На Радаре по-другому: «охотники за новинками» поддерживают стартапы супер-лайком, который добавляет +5 к рейтингу, а также размещают публикации в поддержку проектов в своих соцсетях.
Стартап может обратиться к одному из 20+ Охотников, который безвозмездно окажет поддержку проекту:
- Даст обратную связь по продукту, проведет анализ его полезности для рынка.
- Укажет на недостатки и предложит пути для улучшения.
- Расскажет о продукте в своих блогах или на личных страницах в соцсетях — сделает обзор с объективными оценками.
- Поделиться опытом запуска своих проектов: что сработало, а что нет, как избежать потерь.
По моему опыту, чаще всего помощь получают стартапы, где основатели фокусируются на своей личной проблеме при разработке продукта, а не придумывают очередное «было бы прикольно, если бы». Ну и, конечно, во многом решает настойчивость и целеустремленность основателя — далеко не все получается с первого раза.
Слабая сторона Радара — окупаемость. Я не хочу идти по пути рекламной модели с промо-блоками на сайте, как это сделал Product Hunt, поэтому пока использую донаты и поддержку сообщества. Радар поддержали и продолжают поддерживать более 60 человек, и с каждым месяцем это число растет. Цель — создать самое крупное сообщество основателей стартапов и пет-проектов в России, а сам сайт развить до сотен тысяч ежемесячных посетителей, которым будут интересны технологические продукты от российских разработчиков.
Другие российские площадки для самопрезентации стартапа
В России Product Radar одна из немногих открытых площадок для самопрезентации стартапов, не считая различных акселераторов.
В акселераторы я верю — это хороший инструмент, но он больше про обучение и работу с инвесторами — там тебя научат развивать стартап, но будь готов отдать долю в стартапе и пройти отбор среди всех остальных команд. К тому же, пет-проектам попасть в акселерационные программы невозможно.
Если же Product Radar или акселераторы вам не подходят, и при этом есть желание получить пользователей, обратную связь или внимание инвесторов, то можете использовать другие полезные российские площадки:
- SberUnity — платформа для запуска пилотов и поиска инвестиций от Сбера: здесь корпорации размещают свои запросы на ИТ-решения от российских разработчиков, а стартапы могут найти инвестора в лице одного из 600+ партнеров площадки.
- Клуб менторов — площадка для поиска ментора для стартапа: 100+ менторов клуба — это практикующие предприниматели, инвесторы и топ-менеджеры из разных отраслей экономики, которые готовы делиться своей экспертизой с основателями.
- Startpack — «витрина» сервисов для бизнеса, куда можно бесплатно выложить свой продукт: в каталоге уже более 3500 инструментов, а сайт посещают сотни тысяч пользователей в месяц, так что это хорошая площадка для «пассивного» продвижения вашего проекта.
Такие платформы нужны не только для самопрезентации стартапов. Как правило, это места, где можно найти единомышленников.
Зачем стартапу искать свое сообщество
При самопрезентации стартапу важно выбирать площадку, где есть живое комьюнити — пользователи, эксперты, коллеги из сфер близких вашему проекту.
В конечном счете, одиночество, отсутствие поддержки в окружении и страх выпускать сырой продукт — это главные проблемы основатели. Единомышленники заряжают предпринимательским духом, а с помощью обратной связи от первых пользователей можно доработать продукт или даже найти инвесторов.
Приведу два примера, как комьюнити работает на Радаре.
Проект Astra AI. В 2023 году, буквально в первые месяцы после запуска платформы для стартапов, на неё со своим продуктом пришел Дима Кранц — CEO&founder компании Skillsy. Его пет-проект Astra AI — сервис аналитики целевой аудитории, он помогал компаниям сфокусировать маркетинг на конкретную группу пользователей с помощью нейросетей. Сервис состоял из трех ботов, которые работали в одной в связке. Он переводил аудио в текст, создавал драфты постов, анализировал ЦА и рисовал картинки. При этом Astra AI действовал без VPN — через чат-бот в Телеграм. Люди сразу получали примеры промптов, для эффективного использования алгоритмов аналитики и создания контента.
Участники комьюнити Радара протестировали сервис. Astra AI получил честные отзывы, после которых к основателю пришёл инвестор.
«У нашего продукта было 40-50 на платящих клиентов. Когда запустились на Радаре, то пошел трафик. За неделю мы выросли почти в 5 раз — появилось больше 250 клиентов. После этого ко мне пришёл инвестор. Это был один из тех, кто увидел проект на площадке. Он предложил вложиться и вместе его развивать. А я особенно не хотел этим заниматься — у меня успешный действующий бизнес в Северной Америке и ЛатАме, все силы были брошены на него. Тогда инвестор предложили выкупить и реинтегрировать сервис на свою систему, чтобы развивать самостоятельно. Я согласился. Мы передали код, боты, сайт и базу клиентов. Всё это продали за 20 000 €. И это при том, что со своей стороны я вложил в проект всего около 500 € — оплата серверов в DigitalOcean и токенов для нейросети».
Дима Кранц
CEO&founder Skillsy
Сервис Rentifly. Другой пример, в 2024 году на платформу со стартапом зашёл Евгений Клабуков — Ex-Product manager Яндекса. Его проект Rentifly — сервис для арендодателей, который берёт квартиру собственников в управление: сдает её в долгосрочную пользование и обеспечиваем сопровождение на весь срок аренды.
«После размещения на платформе мне позвонили четыре потенциальных инвестора. Денег пока никто не дал, переговоры еще идут. Но на площадку мы пришли не за инвестициями, а за подтверждением, что наша работа имеет ценность для стороннего наблюдателя, для комьюнити. У нас половина команды — корпоративные сотрудники, то есть в своей жизни они не сильно касались стартапов. Да и для меня это тоже был первый опыт. Важно было получить обратную связь. Мы уже около года разрабатывали наш продукт и было приятно наконец отвечать на вопросы не только своей команде, но и реальным пользователям».
Евгений Клабуков
Основатель и СЕО сервиса умной аренды Rentifly.ru
Вместо выводов
Для стартапа нужно быть креативным в продвижении, а в идее проекта — необязательно.
Это можно применить не только в отношение стартапов, но и в случае Product Hunt и Product Radar. Идея должна быть супер-понятной и даже осязаемой. Поэтому копировать штуки, которые доказали свою пользу — хорошо. Вы все равно скопируете по-своему, а может даже создадите что-то лучшее.
Какие инструменты и ресурсы, на ваш взгляд, необходимы стартапам в первые годы работы?
Жду скринов!
Кайф! Ни я ни мой проект не попали на скрины, но все равно очень круто что статья про Радар дошла до публикации!