В 2024 году “Талантвилль” провели ребрендинг и стали первым в России брендом с детским самоуправлением. Главный элемент товарного знака — треугольник — сделали дети. Так школа получила конструктор, который в умелых руках дизайнера творит чудеса.
С чего все начиналось
Талантвилль так или иначе существует уже более 15 лет. В 2009 году это был детский клуб с разнообразными активностями, потом — частный садик и, наконец, школа, в которой сейчас учатся порядка 100 детей с 1 по 8 класс. За это время менялось многое: помещение, образовательный продукт. Идеология, сформулированная на старте проекта, остается неизменной: в ее основе — свобода развития личности и раскрытия таланта человека с ранних лет.
Однако невозможно так долго сохранять визуальную айдентику. Настала пора обновить фирменный стиль: мы хотели уйти от детского стиля с мелкими деталями в более лаконичный и элегантный. Нам нужен был логотип “на вырост”.
Территория “Талантвилль” — это креативное пространство, которое дети могут менять. В 2023 году, за год до ребрендинга, ребята для оформления помещения к выпускному делали холст с росписью граффити. Чтобы творческий процесс протекал в нужном русле, мы выдали креативной команде бренд-бук и объяснили, что это правила о шрифтах и цветах, которым необходимо следовать. Скорее всего, это был самый первый серьезный документ-инструкция, по которому дети работали. У них в целом получилось.
Когда мы задумались, что пора обновить наш фирменный стиль, логичным шагом для нас стало обсудить вопрос с учениками. Уважительный диалог на равных у нас принят. Поэтому мы просто пришли и спросили: “Ребята, а какие есть идеи?”. В процессе мозгового штурма придумали взять за основу треугольник — прообраз буквы А из слова “Талантвилль”, и наполнять элемент по-разному в зависимости от потребностей и контекста. Например, для брендирования дополнительных услуг: летнего лагеря, выездов, фестиваля для педагогов, или мерча: одежды, канцтоваров.
Учим матчасть
К нашему проекту присоединились специалисты по стратегическому маркетингу и брендингу Антон Буланов и Вадим Богдан. Они провели урок и рассказали, что такое название, бренд, фирменный стиль и зачем они нужны. Разобрали с ребятами хорошо знакомые им детские бренды “Детский мир”, “Смешарики”, “Барби” и спортивные “Адидас” и “Найк”. Коснулись и темы плагиата: что будет, если взять часть логотипа или названия у другой компании. Хотя бренд-стратегии обычно изучают в вузах, наши ученики все поняли, и тут начался безудержный полет фантазии.
Сделали и “взрослую” работу: обосновали выбор треугольника с помощью сложных концепций. Также проработали и записали в виде документа ценности бренда.
В основу концепции развития ложится геометрическая фигура треугольника, он же — пирамидальная лента мебиуса, которая может быть морфирована или заполнена любым тематическим изображением внутри. Смысл наполнения закладывается под событие или ответвление деятельности. Треугольник — как преемственность предыдущего логотипа с домиками, оставлена одна крыша. Символ стабильности и в то же время развития, знак науки. Активный знак. При создании логотипа учитывались пропорции Золотого сечения (a/b = 1,62).
Дорогу креативу
Мы напомнили детям об идеологии “Талантвилля” и ценностях — заботе, принятии, семье, гостеприимстве, самостоятельности. Ребята получили два практических задания.
Первое — подумать, как бренд может развиваться в дальнейшем в рамках, обозначенных миссией. Бурный поток идей о развитии бренда лежал в плоскости производства брендированных предметов от шнурков до автомобилей. Было много предложений о создании одежды и обуви, канцелярии, аксессуаров для путешествий с фирменным элементом. В этот момент дети действительно поняли, почему треугольник должен быть лаконичным: ведь его придется наносить и на крупные, и на мелкие предметы. Ребятам не пришла в голову идея развития услуг под брендом “Талантвилль”, хотя бы таких очевидных как кафе или турбюро — ведь мы питаемся и много путешествуем. Все же мир вещей оказался для школьников более понятным и осязаемым.
Второе задание — выполнить равносторонний треугольник размером 14-15 см в любом материале, дополнив его описанием смысла, который вкладывали в творческую работу (Что это? Про что это?). Ребята сами себе накидали варианты и получили в помощь шпаргалку о вариантах использования треугольников, например, для клуба математиков, дизайна, кулинарии, столярной и гончарной мастерских, вокала и мюзикла, выездов и праздников — Нового года, Хеллоуина, дня рождения “Талантвилль” и выпускного.
В ответ на второе задание мы получили около сотни вариантов треугольников, нарисованных акрилом, фломастерами и карандашами, выполненных в глине, в технике аппликации, рисунка на фанере, путем выжигания по дереву и даже в виде светодиодов. Детей поддерживали педагоги по творчеству и родители, чьей задачей было напомнить о задании, а дальше отпустить их в полную свободу творчества. Младшие школьники оказались более креативными; старшие мыслили более шаблонно. Классные находки предложили ребята всех возрастов. Теперь мы понимаем: чем раньше привлечь ребенка к творческому взрослому процессу, тем лучше.
Далее мы оцифровали творческие работы. Так мы получили банк из десятков треугольников-логотипов на все случаи жизни.
Треугольники в жизни
Первым у нас появился большой баннер (пресс-волл), который используется для оформления фотозоны на праздники. На нем мы разместили абсолютно все треугольники. Мы обещали детям, что они увидят свои работы на одной стене — и сдержали слово. Было так радостно наблюдать за эмоциями юных художников, когда они находили результат своего творчества. Каждый из учеников, не только выпускники, получил сертификат с треугольниками в красивом конверте — это наша давняя традиция поздравлять всех. Таким образом мы на деле продемонстрировали значимость вклада каждого ребенка.
Недавно мы выпустили футболки, на которых треугольники небольшого размера выполнены в виде вышивки шелковыми нитями. Мы осознанно ушли от традиционного крупного принта на груди: такой вариант обязывает, а наш уместен везде, даже на работе. Ребята носят их с гордостью, мы используем их для групповых фото, которые расходятся в соцсетях.
Треугольники используются во всей внешней коммуникации “Талантвилля” — в оформлении Telegram-каналов, шапок соцсетей, листовок, рекламных объявлений. Визуальная айдентика может рассказать о бренде так же много, как и слова.
Мы пробовали выпускать брендированные утепленные костюмы. Нашли швею и сшили порядка 20 индивидуальных костюмов, на которых каждому ребенку вышили “его” треугольник. В массовое производство эта тема не пошла.
Из сувенирной продукции выпущен дневник путешественника, который дети заполняют в поездках. На очереди — чехлы для чемоданов в нашу следующую поездку.
Для управления брендом был создан разновозрастный комитет под кодовым названием КУБ (Комитет по управлению брендом). Сейчас в этом комитете 18 учеников. Мы приглашали и родителей, но никто из них не откликнулся. Это — площадка для дискуссии, планирования и новых идей. Комитет имеет разный состав детей и пересобирается под каждый проект. Сейчас мы запускаем стартап “Игрушка по рисункам детей”. Обычно это мини-сессии в технике фасилитаций, которые проводит профессионал. Задача группы — не только искать креативные решения, но и анализировать конкурентов, исследовать потенциального покупателя, разобраться в ценообразовании и так далее. Это уникальный проект, в котором дети учатся решать бизнес-задачи и осваивают инструменты для этого. Например, пятиклассники познакомились с гугл-таблицами и научились их строить и заполнять.
Зачем это школе: сторителлинг в действии
Мы затеяли проект ребрендинга с участием детей не потому, что хотелось развлечься — хотя получили удовольствие от процесса. Доверить детям самое дорогое — бренд — было вполне органичным решением. С детского сада и начальной школы мы культивируем дух свободы — ты можешь многое решать сам, но в то же время с тебя много спросят.
Развитие — всегда качественные и количественные изменения. Пока мы можем оценить качественные показатели.
С образовательной точки зрения нам важно прививать детям дух предпринимательства: в современном мире экспертность в любой сфере, будь то математика, иностранный язык или художественное образование, должна быть подкреплена навыками ведения бизнеса. Активное участие в ребрендинге — одно из многих касаний темы, которое обеспечивает школа. И в этом наши ученики точно на голову выше ровесников, что подтверждено внутренним исследованием.
Ребрендинг усилил связь между школой, детьми и родителями как ЛПР-ами, которые голосуют за выбор кошельком. Это — о лояльности и вовлеченности. Мы создали живую историю, которую хочется обсуждать, ей хочется делиться. Ведь ты или твой ребенок не пассивное лицо, а соавтор.
Количественный результат сможем оценить позже. Не скрою, мы ждем увеличения количества учеников. В новом учебном году мы переедем в более просторное помещение и хотим набрать параллельные классы. Знакомимся с семьями, готовыми прийти в школу, уже сейчас. Большинство из них приходят по рекомендации наших родителей или консультантов по выбору школ. Все они стали бренд-амбассадорами “Талантвилль” не потому, что прочитали на сайте красивые рекламные слоганы, а потому, что длительно взаимодействовали и видели школу в действии.
Продолжение следует
Мы точно будем продолжать вовлекать детей и родителей в жизнь и развитие “Талантвилль”. На очереди — мастерская по пошиву мягких игрушек по эскизам детей, и это уже реальный прототип бизнес-проекта от командообразования и продаж до производства. Также планируем комитет по дизайну нашего нового пространства с участием детей и родителей — хотим создавать наш новый дом с любовью и общими усилиями.
Чем дети и родители могут быть полезны вашему бизнесу?