Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Бюджет на облако: как не платить лишнего


Стоимость облачных сервисов серьезно зависит от того, как ими пользоваться. Поэтому важно брать от облака все, что действительно необходимо компании, но вовремя отказываться от ненужных опций. Рассказываем, как управлять затратами на этапе подключения облачных ресурсов и их дальнейшей эксплуатации.

ИТ-бюджет зависит от ИТ-стратегии компании — какие цели она преследует, как выстраивает работу с рисками, какова структура ИТ-отдела. Исходя из этого компания определяет, какое количество информационных сервисов целесообразно оставить внутри периметра компании, а какую часть перенести в облако. Это решение, в свою очередь, меняет и саму структуру расходов компании.

Закупка оборудования, строительство собственных аппаратных или центров обработки данных, закупка лицензий на софт — все это капитальные расходы (CAPEX). Облачная инфраструктура — это операционные расходы (OPEX). Перевод из CAPEX в OPEX выгоден, прежде всего, для тех компаний, которые динамично развиваются, постоянно нуждаются в наращивании вычислительных мощностей.

Расходы на переход в облако

Со временем затраты на облако увеличиваются, в том числе из-за растущей сложности облачных сред. Компании перемещают все больше рабочих нагрузок в облако и, соответственно, используют более широкий спектр услуг и технологий. Но преимуществом облачных сервисов является полная прозрачность и гибкость при управлении затратами.

Придерживайтесь этих правил.

Тщательно выбирайте характеристики виртуальных машин. Когда компания определила, какие именно системы нужно перенести в облако, рассчитывается потребность в вычислительных ресурсах. А именно — количество и характеристики виртуальных машин (ВМ): число процессоров, объем оперативной памяти, дисковое пространство.

Нередко, виртуальная машина в облаке заранее создается с неподходящими ресурсами — например, с большим, чем нужно, количеством памяти.

Важно понимать: подход к формированию облачной инфраструктуры отличается. Здесь не нужно закладывать параметры «на вырост» — все характеристики можно оперативно менять под текущие потребности.

Так, в inhouse-инфраструктуре принято закладывать объем дисков с запасом, так как его согласуют раз в год. В облачной инфраструктуре такой проблемы нет, и дисковое пространство можно экстренно нарастить за пару дней, либо заложить рост планово — уже на следующий месяц.

Кроме того, важен тип диска — бывает, компания выбирает самый дорогой диск по умолчанию. Важно выбирать тип диска с учетом задачи.

Используйте гибкую модель оплаты Pay-as-you-go (PAYG). Можно выделить две основные модели работы облачного провайдера с точки зрения оплаты «за используемые ресурсы».

Первый — Allocation Pool: заказчик платит фиксированную сумму за определенный объем мощностей вне зависимости от того, использовал он его или нет. Дополнительные мощности закупаются при необходимости и могут тарифицироваться отдельно. Его вариацией можно считать формат Reservation Pool, при котором компания резервирует под себя часть мощностей провайдера сверх прогнозируемых. Например, на время сезонных скидок в ритейле.

Более клиентоориентированный второй подход — Pay-as-you-go (PAYG): заказчик платит только за те ресурсы, которые реально израсходовал по итогам месяца. Гибкая модель оплаты позволяет не переплачивать за мощности, которые не были востребованы.

Здраво оцените риски. Облачный провайдер обеспечивает SLA (договор о требуемом качестве услуг, регулирующий отношения между исполнителем и заказчиком) по уровню доступности: чем выше этот показатель, тем выше будет бюджет. Поэтому нужно оценить риски — насколько критичен для компании простой системы.

Например, сравним SLA 99,9%, 99,95% и 99,99%. В первом случае максимально возможный простой — 43 минуты в месяц, во втором — 21 минута в месяц, в третьем — чуть больше 4 минут в месяц. При этом стоимость договора в каждом случае будет существенно отличаться.

Для крупных интернет-магазинов и финансовых сервисов недоступность в течение 40 минут может быть критичной. Поэтому целесообразно выбирать максимально высокий SLA. Для внутренних систем или среды разработки переплачивать за доступность смысла нет.

Предусмотрите резервное копирование. Компания может реализовать самостоятельное хранение бэкапов, если способна соблюсти основной принцип «3-2-1» (иметь не менее трех копий, хранить их как минимум на двух физических носителях разного типа, одну копию — удаленно). Как правило, это требует больших капитальных расходов.

Облачные провайдеры предлагают сервисы бэкапирования и аварийного восстановления (BaaS и DRaaS). В этом случае можно резервировать данные с ощутимым дисконтом.

Обеспечьте информационную безопасность. Облачный бюджет зависит и от того, какие требования компания предъявляет к информационной безопасности и условиям предоставления сервисов. Все больше вендоров средств защиты информации идут по пути совместимости и партнерства с облачными провайдерами. Поэтому заказчики могут использовать некоторые средства защиты как сервис или получить комплексную защиту из облака. В большинстве случаев целесообразно воспользоваться такой услугой — это увеличит ежемесячные платежи, но избавит от закупки лицензий и содержания большого штата ИБ-специалистов.

Как управлять затратами на облако

Выберите стратегию управления затратами.

Инвентаризация. Стоит регулярно проводить проверку облачного содержания — удалять ненужные данные, отключать неиспользуемые системы. Например, если система не используется в выходные — ее можно отключать на это время, чтобы она не потребляла лишние ресурсы.

Однако важны не только количественные характеристики, но и качественные. Так, размер чека зависит от типов процессоров и от типов дисков (например, SAS, SSD или NVMe диски). Поэтому нет смысла использовать для бэкапов самые быстрые (а значит, дорогие) диски.

Управление лимитами. Во многих компаниях есть бюджетный контроль. Можно установить лимиты расходов, при достижении которых руководители компании получают сигнал о перерасходе и могут предпринять меры для оптимизации затрат.

Автомасштабирование. В облаке есть возможность в автоматическом режиме наращивать или снижать объем выделенных ресурсов. Это делает инфраструктуру более гибкой и исключает человеческий фактор — при снижении нагрузки лишние ресурсы отключаются сразу.

Прогнозирование спроса. Важно закладывать бюджет на следующий год с учетом целей компании. Например, при планировании инвестиционной программы необходимо учитывать ИТ-составляющую — как увеличится количество систем и потребляемых ресурсов.

Защита ИТ-бюджета перед топ-менеджментом компании, как правило, лежит на ИТ-руководителе. И часто возникает проблема именно на этом этапе. Чтобы обосновать расходы на облачную инфраструктуру — в первый год работы или в дальнейшем — важно максимально доступно описать риски и стоимость их реализации.

Сравнив потери компании во время простоя или успешной кибератаки со стоимостью превентивных мер в облаке, больше шансов получить положительное заключение — при условии, что бюджет изначально оптимален и не содержит «лишних» статей расходов.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Денис Афанасьев
Денис Афанасьев

Существует ли в вашей компании cost-менеджмент и грамотное управление затратами на облако?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации