Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Деловая игра как метод обучения: разбираем на примерах


Деловая игра — инструмент для бизнеса, который можно адаптировать под разные задачи. В зависимости от сценария можно развивать компетенции сотрудников, проверять бизнес-гипотезы или готовиться к нестандартным рабочим ситуациям.

Что такое деловая игра

Деловая игра — это вид обучения, при котором участников погружают в бизнес-ситуации. Игроки пытаются решить различные задачи и параллельно прокачивают навыки командной работы и принятия решений.

Игра может быть метафорической — на основе выдуманных ситуаций — или же имитировать рабочие процессы компании. Ниже пример метафорической деловой игры в подразделении «Т-Банк Апгрейд».

«С руководящим составом мы проводим деловую игру „Репка“. Ее главная цель — поднять проблему справедливой оценки подчиненных. Игрокам предлагают понять эффективность героев народной сказки по критериям нашей компании.

Задача первого этапа — чтобы руководители осознали дефицит вводных данных. Ведь в сказке описан только один процесс и его результат, но нет предыстории, целей и мотивации героев.

Далее ведущие добавляют вводные и показывают, как от этого меняется оценка каждого персонажа. Игроки понимают, что при оценке эффективности сотрудника важен не только итоговый результат, его нужно соотносить с целями, опытом сотрудника и ожиданиями от него. Чтобы сделать это в момент оценки, важно правильно выстраивать цикл менеджмента с самого начала — конкретно ставить цели, проговаривать с сотрудником ожидания, регулярно давать обратную связь».

Мария Буянова

Мария Буянова

Менеджер образовательных продуктов Т-Банк Апгрейд

Метод деловой игры
Метод деловой игры

Так выглядит первый слайд презентации для игры «Репка» в Т-Банк Апгрейд. Краткое изложение правил — ключ к пониманию игровой ситуации

Так выглядит первый слайд презентации для игры «Репка» в Т-Банк Апгрейд. Краткое изложение правил — ключ к пониманию игровой ситуации

Пример деловой игры с имитацией реальных бизнес-процессов — «Гемба», которую практикуют в Яндекс Маршрутизации. Это японский подход к пониманию ситуации через непосредственное участие.

«В рамках бизнес-игр мы придумываем легенды на основе пользовательских сценариев работы с нашими продуктами. Например, в одной легенде перед игроками стоит задача посетить несколько ресторанов наиболее оптимальным способом. Команда строит путь с помощью инструментов Яндекс Маршрутизации и отправляется по точкам.

Затем мы смотрим на итоги глазами логиста, начиная от отслеживания на карте, заканчивая анализом полученных метрик.

Так мы ускоряем адаптацию новых сотрудников, позволяем текущим сотрудникам прочувствовать пользовательский опыт, а также выявляем узкие и неочевидные места в работе сервисов. Затем передаем обратную связь в продуктовую команду».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Бизнес-игра в Яндекс Маршрутизации
Бизнес-игра в Яндекс Маршрутизации

Бизнес-игра в Яндекс Маршрутизации. Участники проводят мозговой штурм, планируют работу логистов и обрабатывают данные в специализированной программе

Бизнес-игра в Яндекс Маршрутизации. Участники проводят мозговой штурм, планируют работу логистов и обрабатывают данные в специализированной программе

Какие задачи можно решить при помощи деловой игры

Деловые игры будут полезны как для маленького коллектива, так и для крупной корпорации. Их можно адаптировать под разные ситуации и цели. Чаще всего с помощью игр решают такие задачи:

  • улучшить навыки командной работы;
  • научить сотрудников принимать решения;
  • развить управленческие навыки или аналитическое мышление.

Улучшить навыки командной работы. Здесь есть два варианта: в первом игроки соревнуются друг с другом, чтобы выявить сильнейшего, а во втором — решают задачу совместными усилиями.

«Тип взаимодействия игроков будет зависеть от цели деловой игры.

Игра, где каждый выступает сам за себя, обычно дает больше фана и энергии коллективу, включается азарт, и сотрудники активнее вовлекаются в процесс.

Кооперативные игры лучше подходят, чтобы сплотить людей и прокачать командную работу без стресса. Сотрудники учатся совместно достигать поставленных целей и работать вместе».

Мария Буянова

Мария Буянова

Менеджер образовательных продуктов Т-Банк Апгрейд

«Некоторые из наших бизнес-игр проходят при взаимодействии нескольких команд. Это позволяет наладить коммуникацию между сотрудниками из разных подразделений. Например, однажды в бизнес-игре встретились два разработчика, которые трудились над одним проектом — один из бэкенда, другой из фронтенда. Они сидели в соседних кабинетах, но взаимодействовали только через постановку задач и комментарии. В ходе игры они пообщались в неформальной обстановке, а после еще задержались, чтобы обсудить проект. Между ними будто был разрушен барьер.

Большую пользу от таких игр увидели после пандемии и удаленной работы. Многие коллеги не встречались лично, и их нужно было заново перезнакомить друг с другом».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Еще пример — можно попросить сотрудников нарисовать один большой рисунок. Игроки начнут выяснять, у кого есть художественные способности, кто займется поиском цветных карандашей, а кто выберет тему будущего шедевра. В итоге они вместе решат нестандартную задачу, а это тоже один из способов прокачать навыки командной работы.

Обучающие командные игры
Обучающие командные игры

Обучающие игры можно проводить в неформальной обстановке, чтобы еще больше сплотить коллектив

Обучающие игры можно проводить в неформальной обстановке, чтобы еще больше сплотить коллектив

Научить сотрудников принимать решения. Для этого хорошо подходят сценарии игр с выживанием. Например, все участники по легенде находятся на необитаемом острове и должны продержаться до прихода помощи. Неожиданные ситуации заставляют быстро решать: кого выбрать лидером и отправить на охоту, кого охранять как самого ценного в команде, а кого выгнать из группы для экономии провизии.

Игра не будет продолжаться, пока каждый участник не сделает выбор. Так на абстрактных примерах сотрудников учат принимать решения, аргументировать их и нести ответственность.

Развивать управленческие навыки. На время деловой игры рядовой сотрудник может стать руководителем отдела, а менеджер — главой предприятия. Так сотрудники учатся стратегически мыслить, понимать проблемы подчиненных, верно оценивать результаты их работы.

«Мы часто проводим деловые игры с менеджерами для повышения их руководящих навыков. В заранее смоделированных ситуациях игроки поймут боли подчиненных и смогут лучше реагировать на ситуации в коллективе.

Однако оценить эффективность проводимых игр с руководящим составом сложнее. Нужно найти связь обучения с показателями их деятельности, сопоставить данные и понять, что дало проведение деловой игры и как нужно проводить следующие мероприятия.

Чем более сложный навык отрабатываем в игре, тем труднее потом оценить его влияние на бизнес-результат».

Мария Буянова

Мария Буянова

Менеджер образовательных продуктов Т-Банк Апгрейд

Развивать аналитическое мышление. Цель таких игр — научить сотрудников искать новую информацию, анализировать ее и делать выводы, вместо того чтобы ежедневно действовать по одному шаблону.

Хорошо развивают аналитическое мышление игры в формате квеста. Игроки получают «части пазла» и пытаются соединить их в одну картинку. Например, участникам нужно восстановить логику бизнес-процесса по описанию, в котором намеренно пропущена одна из частей.

Какие виды деловых игр бывают

В зависимости от поставленных целей есть разные виды деловых игр: для обучения персонала, подготовки к внештатным ситуациям, проверки квалификации сотрудников или проработки гипотез.

Игры для обучения персонала. С помощью таких игр можно научить сотрудников новым методикам продаж, разным техникам общения с клиентами или эффективной работе с возражениями и негативом. Еще можно провести онбординг в игровой форме, чтобы новички быстрее изучили бизнес-процессы, а работники со стажем — поделились своим опытом.

«Были случаи, когда разработчики продукта, пройдя полный путь пользователя, с озарением делились впечатлениями: „Так вот как это все работает!“

Само собой, всем новичкам игры позволяют ускоренно изучить продукт».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Игры для подготовки к внештатным ситуациям. Ведущие предлагают, например, сотрудникам поддержки разобраться с волной недовольных клиентов. Это подготовит команду к моментам пиковой нагрузки и позволит отработать порядок действий. А еще можно проверить, кого сотрудники слушают в случае ЧП, и так выявить неформальных лидеров.

Игры для проверки квалификации сотрудников — то есть проведение аттестации в игровом формате. Не все любят стрессовые тесты или экзамены, и проверка знаний в игровой форме станет хорошей альтернативой. Например, вместо стандартного теста предложить сотрудникам пройти небольшой квест или викторину.

Игры для проверки гипотез. Нововведения проще тестировать в игровой форме, а лишь потом внедрять самые успешные инициативы. В процессе игры можно увидеть реакцию сотрудников, сложности переходного периода. В итоге доработать новые процессы или вовсе отказаться от изменений.

Например, планируется, что служба поддержки начнет продавать дополнительные услуги. Игра покажет, как сотрудники отнесутся к новым обязанностям, насколько они сильны в продажах, увеличится ли время звонка или обработки заявки.

Можно ставить и другие цели перед деловыми играми, комбинировать разные виды сценариев и подстраивать условия для каждой конкретной ситуации.

«Обычно бизнес-игры мы проводим по мере выхода новых сотрудников в наше направление или по запросу от руководителей и тимлидов.

Примерно раз в год проводим массовые игры с большим количеством команд: от разработчиков до менеджеров по продажам. Здесь уже участвуют как новички, так и старички.

Это позволяет участникам прочувствовать, как изменился продукт за год, что стало лучше, какие новые сложности могли возникнуть. Так все сотрудники видят прогресс своей работы».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Как подготовиться к деловой игре

Решение о проведении деловой игры может принимать любой руководитель, например директор компании или менеджер проекта. В самом простом варианте деловая игра может состоять из небольшого соревнования или опроса. Главной затратой будет рабочее время сотрудников. Такую игру может организовать и провести руководитель любого уровня.

Есть и более сложные сценарии, где игра может занимать больше времени, проходить вне офиса, объединять множество сотрудников. Такую игру уже обычно организует HR-отдел или подрядчик — тренинговая компания. При заказе у подрядчика можно выбрать готовое решение или разработать сценарий с нуля под конкретные задачи и цели.

«В нашем направлении за организацию игр отвечает служба заботы о клиентах, а сценарии разрабатывают менеджеры проектов. Они применяют большой багаж опыта и полученных знаний о работе с продуктом.

Мы ежедневно находимся на фронте работы с клиентами: внедряем новшества, поддерживаем и развиваем сервисы. Получаем обратную связь от пользователей, знаем их боли и проблемы.

Все это используется при разработке сценариев бизнес-игр. В итоге все подразделения обучаются на реальных примерах и замечают пользу».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Независимо от способа организации основные этапы игры всегда будут одинаковыми:

  • постановка целей и выбор формата;
  • разработка сценария;
  • подготовка материалов;
  • выбор времени проведения;
  • подготовка к сбору данных.

Постановка целей и выбор формата. От того, какие цели поставлены, будет зависеть формат игры. Например, когда нужно провести аттестацию сотрудников, игра будет связана с рабочими процессами.

Разработка сценария. В сценарии важно описать ситуацию, правила игры, цели и задачи участников, а также проблемы, которые нужно будет преодолеть.

«Мы готовим игру для прокачки навыка целеполагания у руководителей. Это умение эффективно управлять сотрудниками, рабочим временем и ресурсами компании для быстрейшего достижения целей.

Первым делом мы проводим исследование и определяем, что именно будем развивать в игре — умение конкретизировать вектор компании в цели. Затем начинаем наполнять игру, продумываем абстрактный вектор, который поставим перед игроками. В данном случае это — масштабирование продукта и выход на новый рынок. Сотрудники в процессе должны превратить этот вектор в конкретную цель сначала для всех игровых подразделений, которыми руководят, затем для команд и для каждого конкретного сотрудника.

Мы определяем, какие действия будем ждать от игроков в рамках этой темы. Рождается логика того, какой путь игроки должны пройти в процессе, а дальше сценарий наполняется данными и конкретикой».

Мария Буянова

Мария Буянова

Менеджер образовательных продуктов Т-Банк Апгрейд

Подготовка материалов. Это могут быть таблицы с данными, карточки с правилами игры, бейджи. Также для игры можно использовать привычные рабочие приложения — например, CRM обработки клиентских обращений, — но с выдуманными данными.

Бизнес-игра «Репка»
Бизнес-игра «Репка»

Пояснительный слайд из презентации описанной выше бизнес-игры «Репка»

Пояснительный слайд из презентации описанной выше бизнес-игры «Репка»
Пример раздаточного материала для игроков бизнес-игры «Репка»
Пример раздаточного материала для игроков бизнес-игры «Репка»

Пример раздаточного материала для игроков бизнес-игры «Репка»

Пример раздаточного материала для игроков бизнес-игры «Репка»

Выбор времени проведения. Тут все индивидуально. Главное, чтобы время проведения игры не выпадало на пиковые периоды загрузки команды. И желательно, чтобы большинство сотрудников смогло поучаствовать, а не было в отпуске или на больничном.

Сбор данных. Его можно организовать разными способами. Например, во время игры ведущий может оценивать игроков, фиксировать их активность, выделять лидеров, следить за временем выполнения заданий и заносить всю информацию в таблицы.

Для более сложного анализа можно записывать игру на видео. Ведущие по записи смогут найти организационные просчеты и устранить их в будущем, кадровики и психологи получат данные для личностной оценки коллектива, а сами игроки смогут пересмотреть понравившиеся моменты мероприятия.

Еще один эффективный способ сбора данных — анкетирование. Можно спросить, чем понравилась или не понравилась игра, что нового для себя узнал каждый сотрудник, в каких играх и тренингах он хотел бы еще поучаствовать.

Как провести деловую игру

Если проводите игру своими силами, действуйте по такому плану: объясните правила, раздайте роли участникам, проведите игру, обсудите итоги и обработайте результаты.

Объясните правила. Расскажите участникам о целях игры и убедитесь, что все понимают правила и готовы начать игру. Важно мотивировать сотрудников, чтобы они отнеслись к игре как к бизнес-процессу. Это позволит получить результаты, которые будут максимально приближены к реальности.

«По нашему опыту, многое зависит от ведущего. Если он играет свою роль и не выпадает из процесса, у игроков не остается шанса схалтурить. Стараемся подбирать активных модераторов для увлечения аудитории.

И вообще, деловые игры у нас проводятся по желанию. Если сотруднику неинтересно, мы его не заставляем участвовать».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Разделите участников на группы и объясните роли. Можно намеренно сделать неравноценные команды, разбить существующие дружеские связи или отдать разделение на усмотрение игроков.

Проведите игру. Важно постоянно контролировать процесс, чтобы игра шла в нужном для руководителя направлении. У участников должна быть возможность задавать вопросы и получать обратную связь.

Обсудите итоги игры. Когда все закончится, дайте игрокам высказаться, поделиться впечатлениями. Вместе разберите, что работало хорошо, а что можно улучшить.

«Оценка результатов происходит на основе обратной связи как самих участников, так и их руководителей.

Когда проводим массовые бизнес-игры, то после них обязательно готовим большую презентацию. В ней сравниваем полученные данные с результатами прошлых периодов и демонстрируем динамику».

Алексей Школьников

Алексей Школьников

Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации

Обработайте результаты и предоставьте обратную связь. Раскройте игрокам часть информации, например интересную статистику. Им будет любопытно узнать какие-то данные, мнение сторонних наблюдателей или результаты, если в игре был соревновательный элемент.

Главное: что запомнить о деловых играх

  1. Деловые игры — это инструмент для обучения и развития навыков у сотрудников.
  2. Игры помогают тренировать стратегическое мышление, развивать взаимодействие между коллегами и подразделениями, обучать быстрому принятию решений.
  3. Подготовить и провести деловую игру можно силами компании либо же обратиться к подрядчикам. Все зависит от масштаба компании и целей, которые ставятся перед деловой игрой.
Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Артем Суровцев
Артем Суровцев

А вы участвовали в бизнес-играх? Делитесь в комментариях: что понравилось, чему научились.

Антон Крюк

Неоднократно участвовал в различных бизнес-играх и сам проводил.
В бизнес-игре можно научиться только в том случае, если она действительно привязана к настоящим ситуациям в работе персонала. И эта игра не закончится в офисе отдела обучения и развития, а будет продолжена в работе до полной отработки и получения новых необходимых навыков.
В иных случаях, это просто времяпрепровождение без результата за деньги компании.
Бизнес-игры созданные на основе детских (детсадовских) сказок носят развлекательный характер. Персонал всегда это воспринимает как развлечение, улыбается, взгляд мечтательный, отсутствующий, где-то далеко, в детстве.
А вот бизнес-игры привязанные к рабочим ситуациям воспринимаются серьёзно, где персонами игры выступают сотрудники и клиенты. Это позволяет сразу настраивать персонал на рабочую волну. В процессе бизнес-игры, конечно же приветствуется юмор, который помогает активнее вовлекать сотрудников в бизнес-игру и снять излишний официоз. И конечно же в конце нужна не только обратная связь, а и выводы, с которыми уже предстоит работать сотрудникам в их ежедневной работе и нарабатывать новые необходимые навыки.
Это сугубо моё личное мнение.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации