Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Правила охраны труда на высоте: что нужно знать работодателю


Рассказываем, что должен сделать работодатель, если организует работы на высоте, чтобы обезопасить работников и не получить штрафы от трудовой инспекции.

Какие работы относятся к высотным

Основной признак высотных работ — возможный риск падения при выполнении трудовых задач:

  • на высоте более 1,8 м;
  • на высоте ниже 1,8 м, если работник находится над машинами или механизмами, над водой, сыпучими материалами или выступающими предметами.

Конкретного списка работ в законе нет, но риск падения с высоты есть, например, при ремонте кровли и дымовых труб, мойке окон высотных домов, отделке фасадов зданий, работе в колодцах и бункерах.

Что должен сделать работодатель перед выполнением высотных работ

Перед тем, как отправить сотрудников на высотные работы, работодателю нужно:

  • оценить профессиональные риски, связанные с возможным падением работников с высоты;
  • разработать и реализовать меры по их снижению;
  • зафиксировать порядок организации высотных работ в локальных документах по охране труда.

Оценить риски. При некоторых работах есть вероятность, что сотрудник может получить травму, когда будет исполнять свои обязанности. Такие риски работодатель может оценить сам, но нормативная база довольно сложная.

Лучше поручить оценку рисков специализированной компании, которая проводит СОУТ. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план мероприятий по управлению ими — например, порекомендует специальное страховочное оборудование.

Разработать и реализовать меры по снижению профессиональных рисков. Это может быть, например, полная автоматизация опасной ручной работы или внедрение инженерных методов, снижающих интенсивность воздействия опасности на работников. Типичный пример — когда используют роботов, которые моют окна высотных зданий.

Закрепить порядок организации работ на высоте в локальных актах по охране труда. Например, в положении о системе управления охраной труда.

Кто может работать на высоте

По общему правилу, к высотным работам допускают только совершеннолетних. Кроме этого, есть ряд специальных требований — сотрудники, которые работают на высоте, должны:

  1. Иметь квалификацию для выполнения определенных работ, подтвержденную документами об образовании или о квалификации. Например, чтобы работать в люльке автогидроподъемника, сотрудник должен пройти обучение по программе «Рабочий люльки».
  2. Проходить обязательные медосмотры — предварительный при поступлении на работу и периодические в течение работы.
  3. Пройти обучение по охране труда, которое включает оказание первой помощи, применение средств индивидуальной защиты, инструктаж и стажировку на рабочем месте, а также проверку знаний по охране труда. Подробнее об обучении работников — дальше в статье.

Сотрудники, которые могут выполнять работы на высоте, делятся на три группы — в зависимости от опасности и ответственности:

  1. Первая группа — работники, которые могут работать на высоте в составе бригады или под непосредственным контролем сотрудника, назначенного приказом директора.
  2. Вторая группа — бригадиры, мастера, руководители стажировки, ответственные исполнители работ на высоте и сотрудники в составе бригады из числа высококвалифицированных рабочих и специалистов. У таких работников должен быть опыт высотных работ больше года.
  3. Третья группа — это более опытные работники, которых назначают ответственными за работы на высоте. Например, ответственные руководители работ на высоте, должностные лица, утверждающие план и технологические карты работ на высоте, специалисты, которые обучают высотным работам и принимают экзамены по итогам обучения. Такие работники должны быть старше 21 года и иметь опыт выполнения высотных работ более двух лет.

Работники из 3‑й группы могут непосредственно выполнять работы на высоте, только если обладают нужной квалификацией и получили удостоверение соответствующей группы.

Какие документы надо издать перед допуском сотрудников

Чтобы привлечь сотрудников к высотным работам, работодатель должен оформить такие документы:

  • перечень работ, для которых нужен наряд-допуск;
  • план по эвакуации и спасению работников;
  • план производства работ на высоте;
  • наряд-допуск на производство работ на высоте;
  • журнал учета работ по наряду-допуску.

Разберем документы подробнее.

Перечень работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска, составляют в свободной форме. В перечень включаются работы:

  • с высоким риском падения работника с высоты;
  • на высоте 5 м и более без применения средств подмащивания. Например, на лестницах, трапах, мостиках, лесах, в люльках и на вышках;
  • на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м. Это, например, сборка и разборка строительных лесов, работы на высоте в бункере, колодце, резервуаре, внутри труб. Если работодатель принял меры безопасности, которые минимизируют риск падения работника, например применил средства подмащивания или установил на площадках защитные ограждения высотой 1,1 м и более, такие работы можно не вносить в перечень.

План мероприятий по эвакуации и спасению работников. В нем надо описать:

  • кто и в каком случае принимает решение экстренно остановить работу;
  • как срочно нужно связаться с ответственным руководителем и оперативными службами;
  • как и куда эвакуировать работников, если они должны срочно покинуть рабочее место;
  • перечень устройств и приспособлений, при помощи которых можно спасти или эвакуировать пострадавшего при работах на высоте;
  • места и способы крепления систем спасения и эвакуации;
  • как и при помощи чего работники могут подняться или спуститься к пострадавшему;
  • как пострадавший может подняться или спуститься в безопасную зону;
  • как оказать первую помощь пострадавшим в случае аварий и несчастных случаев и когда надо вызвать скорую помощь.

План производства работ на высоте, или ППР. При его составлении надо учесть требования, о которых сказано в пунктах 36—42 правил по охране труда при работе на высоте.

Наряд-допуск на производство работ на высоте. Это краткое описание предстоящих работ: кто допущен, кто ответственный, какие меры безопасности приняты и так далее. Наряд-допуск действует не более 15 календарных дней, его можно продлить один раз на такой же срок.

Наряд-допуск надо хранить в течение 30 суток после завершения работ, затем можно уничтожить. Исключение — несчастный случай на производстве. Тогда документ надо хранить вместе с материалами расследования несчастного случая.

В ситуациях, когда высотные работы проводят для предупреждения аварии, ликвидации ее последствий или устранения угрозы жизни персонала, наряд-допуск можно не оформлять.

Журнал учета работ по наряду-допуску. В нем фиксируют выдачу и возвращение этих документов. Журнал можно вести в электронном виде.

Составлением всей этой документации занимается сотрудник, ответственный за организацию и безопасное проведение работ на высоте. Документооборот можно вести и электронно, но тогда у работников должна быть цифровая подпись.

Какое обучение должны пройти работники

Работники, которые будут выполнять высотные работы, должны пройти:

  • инструктажи по охране труда;
  • обучение по оказанию первой помощи;
  • обучение по использованию средств индивидуальной защиты;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте;
  • проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте.

Инструктажи по охране труда — вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проходят все новые сотрудники. Его проводит специалист по охране труда или работник, назначенный приказом руководителя. На нем рассказывают о правилах поведения в организации, возможных несчастных случаях, действиях в чрезвычайных ситуациях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный начальник нового работника перед тем, как тот приступает к обязанностям. Это знакомство с технологическим процессом, оборудованием и правилами безопасности.

Повторный инструктаж проводят минимум раз в полгода в том же порядке, что и первичный. А внеплановый инструктаж нужен, к примеру, при перерывах в работе свыше 60 дней, авариях, изменениях технологического процесса.

Целевой инструктаж проводят непосредственно перед допуском человека к работам на высоте, при ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий.

Проведение инструктажей надо регистрировать в специальных журналах. Утвержденной формы нет, работодатель может разработать свой шаблон или воспользоваться нашим.

Обучение по оказанию первой помощи должны пройти работники, проводящие инструктажи или обязанные оказывать первую помощь, а также водители, рабочие, специалисты и ответственные по охране труда.

Это обучение проводят не реже одного раза в 3 года. Для новых работников работодатель устанавливает отдельные сроки обучения, но не позднее 60 календарных дней после приема на работу.

Обучение по использованию средств индивидуальной защиты, СИЗ. Его надо проводить, если применение СИЗ требует практических навыков. В иных случаях достаточно при первичном инструктаже объяснить работнику, как проверить работоспособность используемых средств защиты.

Если не обеспечить работников СИЗ, работодатель может получить штраф:

  • для малых компаний, ИП и руководителей компаний — от 20 000 до 30 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — от 130 000 до 150 000 ₽.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте включает в себя специальное инструктирование и стажировку.

Специальное инструктирование надо организовать для тех, кого допускают к работам на высоте впервые или переводят с других работ, если они раньше не проходили соответствующее обучение или имеют перерыв в работе на высоте более года. Инструктирование проводят до начала всех работ.

Обучение нужно проходить периодически:

  • работникам 1‑й и 2‑й групп безопасности — не реже одного раза в 3 года;
  • работникам 3‑й группы безопасности — не реже одного раза в 5 лет.

Обучение имеют право проводить только образовательные организации из реестра Минтруда. Оно не может быть заочным, а занятия не должны быть исключительно дистанционными. Теория всегда должна сопровождаться практикой.

По итогам обучения сдают экзамен. При успешной сдаче работник получает удостоверение о допуске к соответствующим работам на высоте. А тем, кто будет выполнять работы с применением системы канатного доступа, дополнительно выдают личную книжку учета работ на высоте.

Стажировку должны пройти все сотрудники, которые получили удостоверения на допуск, кроме работников 3‑й группы.

Стажировка должна длиться минимум 2 рабочих дня или смены, конкретную длительность определяет работодатель.

Руководителем стажировки можно назначить бригадира, мастера, инструктора или любого квалифицированного работника, имеющего опыт работы на высоте:

  • не менее года — для тех, кто выполняет работы на высоте с применением средств подмащивания, на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;
  • не менее года при наличии 2‑й группы безопасности — для работников 1‑й и 2‑й групп.

К одному руководителю стажировки нельзя прикрепить более двух работников.

Должны ли работники третьей группы проходить стажировку, ее продолжительность, содержание и другие детали работодатель определяет самостоятельно.

В любом случае надо утвердить локальный акт, например положение о стажировке, где будет закреплен перечень должностей, для которых она обязательна, программа и правила ее проведения. Также надо назначить ответственного.

При определении порядка проведения стажировки и последующих действий можно использовать ГОСТ по обучению безопасности труда.

Проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте работодатель может провести у себя в организации.

Проверять знания у «высотников», кроме работников 3‑й группы, нужно не реже одного раза в год. При этом предварительное обучение не требуется. Надо ли проверять работников 3‑й группы и как часто, работодатель решает по своему усмотрению.

Чтобы провести проверку, надо утвердить приказом специальную комиссию из числа работников с опытом высотных работ. Если проверяются знания работников 1‑й и 2‑й групп, в комиссию включаются работники 2‑й и 3‑й групп, а председатель комиссии должен иметь 3-ю группу.

Для работников 1‑й и 2‑й групп проверку знаний можно совместить с проведением экзамена по окончании периодического обучения безопасным методам и приемам выполнения высотных работ.

Результаты проверки оформляются протоколом комиссии.

Если к работам на высоте будет допущен работник, не прошедший обучение и проверку знаний по охране труда, работодателю грозит штраф:

  • для малых компаний, ИП и руководителей фирм — от 15 000 до 25 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — от 110 000 до 130 000 ₽.

Как правило, штрафует за это нарушение трудовая инспекция, но она может также передать дело на рассмотрение в суд.

Какие мероприятия надо провести работодателю до начала работ на высоте

Вот что нужно сделать работодателю, прежде чем допускать сотрудников к высотным работам:

  1. Назначить лиц, которые имеют право выдавать наряды-допуски, проводят обслуживание и периодический осмотр СИЗ, а также ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте, разработку и выполнение плана производства работ на высоте, составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации, безопасную эксплуатацию подвесной подъемной люльки.
  2. Оградить место производства работ и зоны повышенной опасности, где возможно падение с высоты или травмирование падающими с высоты предметами.
  3. Вывесить предупреждающие и предписывающие плакаты или знаки.
  4. Обеспечить работников системами обеспечения безопасности работ на высоте. Это, например, страховочные стропы, амортизаторы, удерживающие привязи, поясные ремни.
Кредит на открытие и развитие бизнеса

Предложение от Т-Банка

Кредит на открытие и развитие бизнеса

  • Для пополнения оборотных средств или инвестиций
  • Предварительное решение без открытия расчетного счета
  • Все онлайн, не нужно ездить в банк
Узнать сумму

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Какие сложности возникали при оформлении допуска работника до высотных работ? Делитесь в комментариях.

ksenia879

Здравствуйте. Подскажите а самой организации нужно иметь какие-то лицензии дополнительные для проведения высотных работ?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

ksenia879, добрый день! Нет, получать лицензию на высотные работы не нужно.

shmulevichl

Здравствуйте, подскажите может сотрудник выполнять работы на высоте в одиночку (высота до 3х метров)

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

shmulevichl, добрый день! Нет, должно быть, как минимум, два человека в бригаде.

oksykrat

Здравствуйте! Какая группа у членов комиссии и председателя, при приемки лесов в эксплуатацию (акт)? Многоэтажное строительство.

i.gross

форма инструктажа для альпинистов перед началом работ на объекте

avganec3brigadi

Здравствуйте! Люди ежедневно поднимаются на контейнер 2,5 метра для замера ДТ или заправки ДТ. Каждый раз наряд допуск оформлять нет возможности из-за удаления объекта.
Как в этом случае быть???
Работник бензовоза же тоже выполняет работы на высоте? У него нет нарядов?
Где найти чем такие работы регламентируются?

Илья Трофимов

Здравствуйте! Письмо Минтруда от 1 марта 2021 года N 15-0/ООГ-518 говорит о том, что нет требований по Обучению только в образовательных организациях из реестра Минтруда. Получается, что организация может обучить 3-х сотрудников на 3 группу и далее создает свою комиссию самостоятельно.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации