Читатель Сергей спрашивает: «Я отправил заказ покупателю за границу, а товар оказался с дефектом — клиент хочет вернуть деньги. Подскажите, должен ли я действовать по нашему закону о защите прав потребителя? Или раз товар уехал в другую страну, нужно пользоваться их законом?»
Споры с покупателем чаще всего решаются по законам страны покупателя
Какой закон о защите прав потребителей применять — российский или его зарубежный аналог, — зависит от того, что указали в договоре купли-продажи или оферте.
Не прописали порядок решения споров с покупателями из других стран. Тогда будет применяться закон страны по выбору покупателя. Например, магазин зарегистрирован в Москве, а товар отправили покупателю в Казахстан. Если возникнут проблемы с товаром, покупатель может требовать решения ситуации по российскому или казахстанскому законодательству.
Этот вариант самый распространенный. Обычно продавцы не заключают с каждым покупателем отдельный договор купли-продажи, а используют оферту. В оферте невозможно предусмотреть разные условия для покупателей.
Прописали порядок решения споров с покупателями из других стран. Стороны могут договориться о любых условиях, в том числе о том, законы какой страны будут использовать в случае спора — продавца или покупателя.
Еще можно прописать в договоре, что будете использовать не весь закон, а его отдельные статьи. Например, если в стране покупателя срок возврата товара меньше, можно использовать эту норму для сделки.
Что еще важно прописать в договоре или оферте
Судиться с зарубежным покупателем в случае проблем сложно и дорого. Суд может проходить в другой стране, тогда много денег уйдет на оплату перелетов и проживания. Рекомендуем прописать условия, которые позволят вести потенциальные судебные разбирательства в России. Для этого в тексте договора надо указать два момента:
- В реквизитах местом заключения договора указать город продавца.
- Добавить пункт, что споры будут рассматриваться по месту нахождения продавца.
Надо иметь в виду: судиться, скорее всего, дороже, чем вернуть деньги за товар или заменить его на новый. Обычно продавцу есть смысл идти в суд, если он продает дорогие товары — технику, ювелирные украшения, мобильные гаджеты.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Поделитесь опытом возвратов товара, который отправляли за границу: в какие страны отправляли и по каким законам оформляли возврат.