Читатель спрашивает: «Заключили договор с новым контрагентом, и он просит на каждую поставку оформлять помимо транспортной накладной еще и товарно-транспортную. До этого отправляли все заказы по транспортной и товарной накладной ТОРГ-12. Подскажите, в чем разница и когда действительно нужно оформлять товарно-транспортную накладную?»
Товарно-транспортную накладную оформляют для перевозки алкоголя, в других случаях достаточно транспортной
Есть три документа, которые нужны для поставки товаров: транспортная, товарная и товарно-транспортная накладная. Их используют в разных ситуациях.
Товарная накладная — ТОРГ-12. Это первичный документ для оформления поставки товаров другой организации или ИП. Оформляется в двух экземплярах — для продавца и покупателя. По товарной накладной учитывают расходы на товары.
Транспортная накладная — ТН. Это первичный документ, который составляют при перевозке груза в трех экземплярах — для отправителя, перевозчика и получателя. Транспортная накладная подтверждает, что компания или ИП заключили договор с перевозчиком. По ней можно учесть только расходы на доставку.
Транспортную накладную оформляют в паре с товарной. Эти документы нужно использовать для перевозки любых грузов, если их доставляет сторонний перевозчик или стоимость доставки не входит в цену товара и покупатель оплачивает ее поставщику отдельно. ТН не нужна только для перевозки алкоголя.
Товарно-транспортная накладная — ТТН. По этому документу можно учесть расходы не только на перевозку, но и на товары. Товарно-транспортную накладную обязательно оформлять только для перевозки алкоголя, при этом транспортная накладная не нужна. При перевозке остальных товаров можно обойтись без товарно-транспортной накладной.
Почему лучше использовать отдельно транспортную и товарную накладные, а не одну товарно-транспортную
Товарно-транспортная накладная обязательна только для перевозки алкоголя. Но некоторые компании и ИП по-прежнему используют ее вместо связки из товарной и транспортной накладных — когда товары доставляет сторонний перевозчик.
Советуем использовать товарно-транспортную накладную только для доставки алкоголя. Для других случаев предусмотрены свои документы, поэтому налоговая может не учесть по ней расходы на товары и доставку.
Чтобы защитить себя от конфликтных ситуаций и снизить риск повреждения товаров, используйте транспортную накладную. В ней есть специальные разделы: 5 и 9.
Раздел 5 транспортной накладной. В нем прописывают рекомендации отправителя по перевозке груза, маршрут перевозки или температуру. На основе этих данных перевозчик подберет транспорт и маршрут. К тому же можно будет отследить, кто конкретно виноват в порче груза: поставщик, который неверно описал условия перевозки, или перевозчик, который не учел рекомендации.
Раздел 9 транспортной накладной. Здесь указывают сведения об изменении места выгрузки. Например, склад не смог принять дополнительный товар из-за нехватки места и машину отправили на соседний или перевозчик не смог привезти товар вовремя из-за других обстоятельств. В любой ситуации заполнение 9-го раздела станет основанием для изменения стоимости доставки груза.
Если перевозите товар своими силами, в транспортной или товарно-транспортной накладной нет смысла: вам не нужно учитывать расходы на перевозку сторонней компанией и заполнять лишние разделы.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Какими документами оформляете отгрузку: товарной накладной, транспортной или составляете оба документа?