Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Новые требования для блогеров-десятитысячников: что ждет бизнес


С 1 ноября блогеры с аудиторией более 10 000 подписчиков должны передавать данные о себе в Роскомнадзор. Это касается в том числе профилей компаний и ИП в соцсетях. Если не соблюдать требование, с 2025 года владельцев каналов ждут проблемы — например, им запретят размещать рекламу.

Роскомнадзор и Минцифры 4 октября опубликовали проекты приказов, которые определяют порядок регистрации владельцев популярных страниц в соцсетях. До конца октября продлятся публичные обсуждения, но сильных изменений в процедуре эксперты уже не ждут.

Разобрались с юристом, как действовать бизнесу с 10 000 подписчиков в соцсетях.

Кто должен отчитываться в Роскомнадзор

В законе речь о владельцах и администраторах страниц с аудиторией более 10 000 подписчиков. Проект приказа Роскомнадзора конкретизирует: отчитываться должны не только граждане, но и индивидуальные предприниматели и компании.

«Требования закона касаются любых пользователей соцсетей, у которых больше 10 000 подписчиков, вне зависимости от контента этих страниц и направления деятельности бизнеса».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

Каких соцсетей это касается

Точно придется передавать сведения о страницах в соцсетях из специального реестра Роскомнадзора. Их 15: ВКонтакте, Одноклассники, Х, TikTok, Likee, Ютуб, Телеграм, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RUTUBE, Twitch, Discord и Yappy.

Относится ли требование к профилям в запрещенных соцсетях, в приказах не сказано. Но по закону это возможно.

«В статье 10.6 закона об информации, в которую и вносятся изменения, указано понятие социальной сети. Если ориентироваться на него, то Инстаграм* и Фейсбук* под него подпадают.

Но я думаю, что требования будут распространяться только на те площадки, которые есть в реестре Роскомнадзора».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

Какие сведения передавать

Приказы пока не утверждены. Но согласно проектам владельцы и администраторы страниц с аудиторией более 10 000 подписчиков должны будут передавать в Роскомнадзор следующие данные:

  • для граждан: ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, которые использовали при создании и ведении страницы;
  • для компаний: полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, ОГРН, номер телефона администратора и сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы;
  • для индивидуальных предпринимателей: ФИО, ОГРНИП, номер телефона создателя и администратора страницы, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы;
  • для иностранных компаний: полное и сокращенное название, страна регистрации, налоговый идентификатор и идентификатор в торговом реестре страны регистрации, номер телефона администратора и сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы;
  • для иностранных граждан и лиц без гражданства: ФИО, место постоянного проживания, номера телефонов, адреса электронной почты.

При передаче данных нужно указать полное название профиля и ссылку на него.

Ранее Роскомнадзор уже публиковал перечень необходимых сведений, но удалил первую версию проекта приказа. В ней перечень был шире. Например, владельцы страниц должны были предоставлять IP-адреса, с которых регистрировались в соцсетях, и IP-адреса, с помощью которых создавали и наполняли контентом персональную страницу.

«Новые приказы более реальны для исполнения. Сложно представить, как владельцы профилей в соцсетях искали бы IP-адреса, с которых регистрировались на платформах».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

Когда и как передавать сведения

Сроки передачи данных в Роскомнадзор зависят от того, когда аудитория профиля в соцсети достигла 10 000:

  • если на странице уже больше 10 000 подписчиков, подать данные нужно с 1 ноября до конца года. Позже дублировать заявку не надо — профиль уже будет в перечне РКН;
  • если в будущем число подписчиков превысит 10 000 — в течение 10 рабочих дней с этого момента.

Сведения можно будет передать через электронную форму на сайте Роскомнадзора или Госуслуги. Дальше порядок действий такой:

  1. Роскомнадзор присвоит заявке номер. Владелец профиля должен будет разместить этот номер в описании страницы в течение трех рабочих дней с момента получения.
  2. РКН в течение семи рабочих дней после получения заявки проверит достоверность сведений. После этого в течение трех рабочих дней регулятор уведомит пользователя и владельца профиля, включена ли страница в реестр.
  3. Социальные сети должны будут пометить проверенный профиль специальным знаком А+ и разместить ссылку с текстом «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц», которая будет вести на ресурс со сведениями о наличии или отсутствии страницы в перечне. Информацию соцсетям предоставит Роскомнадзор.

«Если появятся специальные формы на Госуслугах и на сайте Роскомнадзора, подать сведения для перечня будет несложно. С другой стороны, сама система передачи данных трудоемкая и неповоротливая. Например, возникает вопрос, как РКН за семь дней проведет проверку, если уже в первые дни ноября большое количество популярных профилей отправят заявки».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

Что будет, если не подать сведения

Блогеров-десятитысячников, которые не исполнят указания Роскомнадзора, с 1 января 2025 года ждут санкции:

  1. На странице нельзя будет размещать призывы к ее финансированию — например, просить о донатах или платных подписках.
  2. На странице нельзя будет размещать рекламу.
  3. Другим пользователям нельзя будет распространять информацию из такого профиля.

Теоретически за неисполнение ограничений Роскомнадзор сможет потребовать заблокировать профиль.

«В статье 10.6 закона об информации, куда вносятся изменения, указаны обязанности и для владельцев самих соцсетей. Они в том числе должны будут по требованию Роскомнадзора ограничить доступ к страницам, чей создатель не выполнил требований по регистрации. Также владельцы соцсетей обязаны по запросу Роскомнадзора или ФСБ предоставлять сведения о пользователе социальной сети».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

Можно ли выйти из реестра

Роскомнадзор исключит профиль из реестра в трех случаях:

  • если страницу удалили;
  • если число подписчиков стало менее 10 000;
  • если владелец страницы нарушил закон об информации. Но о каких именно нарушениях идет речь в контексте новых требований, покажет практика.

Об удалении профиля владелец страницы должен уведомить Роскомнадзор в течение трех рабочий дней. За нарушениями РКН проследит сам. О порядке действий при снижении числа подписчиков в документах отдельно ничего не сказано.

«В теории снижение числа подписчиков — тоже основание для исключения из перечня. Позже, если аудитория восстановится, надо будет снова подать в него сведения. Однако я думаю, что, если канал сам не сообщит о снижении числа подписчиков, Роскомнадзор вряд ли об этом узнает. Уследить за таким объемом информации невозможно.

Если РКН все же узнает о снижении числа подписчиков — исключит из перечня, других санкций быть не должно».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

Исключать из перечня будут не навсегда — профиль можно будет зарегистрировать в нем снова.

Есть ли риски для рекламодателей

Владельцам профилей с 10 000 подписчиков, которые не передадут данные о себе в Роскомнадзор, будет запрещено размещать на странице рекламу. Некоторые юристы считают, что размещать объявления в таком канале будет рискованно и для рекламодателей. Но как будет на деле, пока неясно.

«Ограничение на распространение рекламы скорее будет головной болью владельца страницы в соцсети. Бизнес не должен перед размещением рекламы проверять, есть ли страница в перечне Роскомнадзора. Пока не предусмотрены никакие меры ответственности за размещение объявлений в профилях, не прошедших деанонимизацию.

Роскомнадзор может потребовать ограничить доступ к странице, владелец которой не выполнил требования и не подал сведения о себе. Поэтому если бизнес и должен провести проверку, то только для того, чтобы просчитать риски. Перед публикацией рекламы хорошо бы убедиться, что объявление будет демонстрироваться столько, сколько нужно, — канал или паблик внезапно не заблокируют».

Светлана Кузеванова

Светлана Кузеванова

Медиаюрист

* Принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской.

Софья Квасова
Софья Квасова

А вы готовы к работе по новым правилам? Если столкнулись с какими-то сложностями, расскажите о них.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации