С 1 ноября блогеры с аудиторией более 10 000 подписчиков должны передавать данные о себе в Роскомнадзор. Это касается в том числе профилей компаний и ИП в соцсетях. Если не соблюдать требование, с 2025 года владельцев каналов ждут проблемы — например, им запретят размещать рекламу.
Роскомнадзор и Минцифры 4 октября опубликовали проекты приказов, которые определяют порядок регистрации владельцев популярных страниц в соцсетях. До конца октября продлятся публичные обсуждения, но сильных изменений в процедуре эксперты уже не ждут.
Разобрались с юристом, как действовать бизнесу с 10 000 подписчиков в соцсетях.
Кто должен отчитываться в Роскомнадзор
В законе речь о владельцах и администраторах страниц с аудиторией более 10 000 подписчиков. Проект приказа Роскомнадзора конкретизирует: отчитываться должны не только граждане, но и индивидуальные предприниматели и компании.
Каких соцсетей это касается
Передавать сведения нужно о страницах в соцсетях из специального реестра Роскомнадзора. Доступ к нему закрыт, но вот основные: ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, Likee, Ютуб, Телеграм, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RUTUBE, Twitch и Yappy.
Страниц в запрещенных соцсетях требование не коснется.
Какие сведения передавать
Приказы пока не утверждены. Но согласно проектам владельцы и администраторы страниц с аудиторией более 10 000 подписчиков должны будут передавать в Роскомнадзор следующие данные:
- для граждан: ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, которые использовали при создании и ведении страницы;
- для компаний: полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, ОГРН, номер телефона администратора и сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы;
- для индивидуальных предпринимателей: ФИО, ОГРНИП, номер телефона создателя и администратора страницы, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы;
- для иностранных компаний: полное и сокращенное название, страна регистрации, налоговый идентификатор и идентификатор в торговом реестре страны регистрации, номер телефона администратора и сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы;
- для иностранных граждан и лиц без гражданства: ФИО, место постоянного проживания, номера телефонов, адреса электронной почты.
При передаче данных нужно указать полное название профиля и ссылку на него.
Ранее Роскомнадзор уже публиковал перечень необходимых сведений, но удалил первую версию проекта приказа. В ней перечень был шире. Например, владельцы страниц должны были предоставлять IP-адреса, с которых регистрировались в соцсетях, и IP-адреса, с помощью которых создавали и наполняли контентом персональную страницу.
Когда и как передавать сведения
Сроки передачи данных в Роскомнадзор зависят от того, когда аудитория профиля в соцсети достигла 10 000:
- если на странице уже больше 10 000 подписчиков, подать данные нужно с 1 ноября до конца года. Позже дублировать заявку не надо — профиль уже будет в перечне РКН;
- если в будущем число подписчиков превысит 10 000 — в течение 10 рабочих дней с этого момента.
Сведения можно будет передать через электронную форму на сайте Роскомнадзора или Госуслуги. Дальше порядок действий такой:
- Роскомнадзор присвоит заявке номер. Владелец профиля должен будет разместить этот номер в описании страницы в течение трех рабочих дней с момента получения.
- РКН в течение семи рабочих дней после получения заявки проверит достоверность сведений. После этого в течение трех рабочих дней регулятор уведомит пользователя и владельца профиля, включена ли страница в реестр.
- Социальные сети должны будут пометить проверенный профиль специальным знаком А+ и разместить ссылку с текстом «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц», которая будет вести на ресурс со сведениями о наличии или отсутствии страницы в перечне. Информацию соцсетям предоставит Роскомнадзор.
Что будет, если не подать сведения
Блогеров-десятитысячников, которые не исполнят указания Роскомнадзора, с 1 января 2025 года ждут санкции:
- На странице нельзя будет размещать призывы к ее финансированию — например, просить о донатах или платных подписках.
- На странице нельзя будет размещать рекламу.
- Другим пользователям нельзя будет распространять информацию из такого профиля.
Теоретически за неисполнение ограничений Роскомнадзор сможет потребовать заблокировать профиль.
Можно ли выйти из реестра
Роскомнадзор исключит профиль из реестра в трех случаях:
- если страницу удалили;
- если число подписчиков стало менее 10 000;
- если владелец страницы нарушил закон об информации. Но о каких именно нарушениях идет речь в контексте новых требований, покажет практика.
Об удалении профиля владелец страницы должен уведомить Роскомнадзор в течение трех рабочий дней. За нарушениями РКН проследит сам. О порядке действий при снижении числа подписчиков в документах отдельно ничего не сказано.
Исключать из перечня будут не навсегда — профиль можно будет зарегистрировать в нем снова.
Есть ли риски для рекламодателей
Владельцам профилей с 10 000 подписчиков, которые не передадут данные о себе в Роскомнадзор, будет запрещено размещать на странице рекламу. Некоторые юристы считают, что размещать объявления в таком канале будет рискованно и для рекламодателей. Но как будет на деле, пока неясно.
* Принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской.
А вы готовы к работе по новым правилам? Если столкнулись с какими-то сложностями, расскажите о них.