ИТ-компании в 2024 году столкнулись с рядом вызовов: не хватает высококвалифицированных кадров, зарубежные сервисы продолжают уходить из России, а программа льготной ипотеки для специалистов стала жестче.
Узнали у предпринимателей, как они пережили этот год и чего ждут от следующего.
Денис Ломов, гендиректор компании Red Collar
Год был сложным: несмотря на итоговый рост выручки, она на 25% ниже запланированной. Дело не в конкретных отраслевых изменениях, а в росте ключевой ставки.
В первой половине года клиенты активно делали заказы и стабильно платили, а во второй стали ужиматься или откладывать платежи. Думаю, часть клиентов могла брать кредиты, чтобы оплачивать заказы, а теперь делать это слишком дорого. Те же, у кого есть деньги, пока стараются их приберечь. Все компании экономят каждую копейку. На этом фоне мы тоже оптимизируем траты и корректируем планы по финансовому росту.
Мощные инструменты для дизайна и разработки пока по-прежнему зарубежные. Когда не можем найти приемлемые аналоги, приходится выдумывать способы, как продолжать использовать иностранное ПО. Мы работаем с пониманием, что завтра любой сервис может закрыться. Например, непонятно, что будет с Figma, которой мы активно пользуемся.
По-прежнему дефицит опытных специалистов, но вместе с тем на рынке много молодых перспективных ребят. Их нужно обучать, и через пару лет они будут классно перформить.
2025 год может оказаться более сложным и жестким: на фоне отмены обнуления налога на прибыль ИТ-компаний всем придется еще сильнее повышать косты — ставки будут расти, несмотря на высокую конкуренцию. Надеемся, что все бизнесы, как и всегда, подстроятся и начнут планировать бюджет с учетом текущей ключевой ставки и ситуации на рынке.
А мы должны стать максимально эффективными, чтобы в момент, когда снова откроется окошко для роста, можно было запрыгнуть в него сильной командой.
Роман Медведев, CEO и основатель компании Docs.Seller
На наш проект влияет изменение структуры рынка: прирост селлеров на маркетплейсах снижается, а часть продавцов прекращает работу — в перспективе это может означать снижение спроса. Нам пришлось адаптировать бизнес-модели к новым условиям.
Мы пересмотрели портрет целевой аудитории и расширили охват: стали работать не только с селлерами, но и с продавцами в офлайне. Усилили работу с текущими клиентами, предлагая им дополнительные услуги, которые помогают повысить конкурентоспособность на рынке.
Благодаря адаптации продуктового предложения за последние три месяца нам удалось восстановить 85% объема клиентской базы. Доля повторных клиентов выросла с 60 до 75%, а средний чек увеличился на 15%. Так мы смогли отказаться от привлечения дополнительных инвестиций и развиваться за счет своих ресурсов.
Как стартап в 2024 году мы столкнулись с классическими трудностями роста: необходимость масштабирования процессов, повышения операционной эффективности и оптимизации затрат.
Для сохранения прибыльности пересмотрели внутренние процессы и внедрили новые инструменты автоматизации. Чтобы повысить квалификацию команды, организовали регулярное обучение и внедрили систему управления задачами — в итоге время выполнения ключевых процессов сократилось на 30%.
Учитывая положительную динамику, ожидаем роста числа клиентов в 2025 году на 50% за счет выхода в новые сегменты и улучшения качества обслуживания действующих партнеров. Прогнозируем прирост выручки на 30—40% ежегодно, а с учетом увеличения объема работы планируем увеличить штат сотрудников на 25%, уделяя особое внимание развитию их компетенций.
Иван Хаустов, гендиректор Staffcop
Для нас, как компании в сфере информационной безопасности, драйвером стали законодательные изменения: ужесточение ответственности за утечки и распространение персональных данных, общий тренд на кибербезопасность и импортозамещение в стране.
Финансовые показатели 2024 года мы раскрыть не можем, но динамику общего роста удается сохранить.
В 2025 году работа станет чуть сложнее из-за повышения налоговой нагрузки и усиления требований госрегулирования. Но любая налоговая преференция — это помощь в развитии и создании продуктов с функционалом не хуже ушедших аналогов, так что налог 5% все равно лучше, чем 20 или 25%. Также мы пользуемся льготами как резиденты Сколково.
Основные усилия в следующем году направим на адаптацию к растущему спросу на решения в сфере информационной безопасности и усиление присутствия на рынке через стратегические партнерства и новые продукты.
Уже несколько лет наблюдаем тренд на создание целостных экосистем в ИТ-сфере. Компании стремятся предложить не только свои собственные продукты, но и объединяются с другими разработчиками, дополняют друг друга, а не конкурируют. Для заказчиков сейчас наиболее привлекательна возможность получить все необходимые решения от одного поставщика.
Александр Хачиян, основатель ИТ-интегратора AWG и B2B-маркетплейса ИТ-аутстаффинга SkillStaff
Мы стремимся адаптироваться к последствиям высокой ключевой ставки, которая отразилась на стоимости кредитов. Компании не могут поддерживать прежний бурный рост за счет заемных денег, в то время как инвестиционные ресурсы тоже стали менее доступными. Нашу рентабельность снижают отсрочки платежей со стороны крупных компаний.
Но несмотря на сложности, оборот проектов вырос на 30% по сравнению с прошлым годом. За счет цифровизации и развития омниканальных моделей в ретейле становятся особенно актуальны услуги AWG, например, по разработке платформенных решений. А в рамках SkillStaff мы открыли новое направление по работе с ИП и самозанятыми ИТ-специалистами.
Заметность компании повышаем через участие в рейтингах, премиях и мероприятиях.
На маркетплейсе аутстаффинга SkillStaff мы столкнулись с большим количеством резюме, которые не соответствовали заявленным уровням квалификации специалистов. Пришлось тщательно отбирать подходящих кандидатов на позиции Middle+ и Senior среди тысяч претендентов. Это влияет на выгорание рекрутеров, которые стали более дорогими специалистами. Поэтому для нас важно автоматизировать процесс отбора и работы с кандидатами.
Мы разработали автоматизированные решения для оценки резюме с использованием искусственного интеллекта. Также с помощью ИИ внедряли разные механики тестирования ИТ-специалистов: автоматические генерации тестовых заданий и их проверки. Кроме того, SkillStaff делал коллаборации с рядом ведущих компаний, которые занимаются тестированием ИТ-специалистов по воронке. Мы проверяем эти решения и уже видим их эффективность.
Полагаю, что в 2025 году будет активно расти покупательская способность в сферах e-commerce и ретейла. Квартиры и автомобили становятся более дорогими, поэтому люди будут активнее приобретать технику, товары для дома, продукты. Это, в свою очередь, увеличит спрос на услуги ИТ-компаний с решениями для этих сфер. Финтех-компании и банки тоже смогут успешно развивать услуги в этой области.
Налог на прибыль для ИТ-компаний, по нашим подсчетам, не окажет на нас существенного влияния. Для AWG дополнительная нагрузка посильна, а SkillStaff — резидент Сколково и освобожден от уплаты НДС и налога на прибыль.
Мне лично честный знак осложнил работу.Нету специалистов кто бы смог помочь на деле.