О чем речь. Суд может принять обеспечительные меры в отношении ответчика. Например, если к организации подали крупный иск, суд может запретить ликвидировать компанию, чтобы она не смогла уйти от погашения долга еще до решения суда.
Обычно, когда суд принимал решение о завершении процедуры банкротства компании, налоговики немедленно исключали ее из ЕГРЮЛ, то есть ликвидировали организацию.
Если иск к компании и ее банкротство рассматривал один суд в рамках одного дела, принятый порядок работал без ошибок. Однако если дело о банкротстве рассматривал один суд, а иск — другой, возникало противоречие: нужно ли немедленно ликвидировать банкрота, если второй суд временно запретил такую ликвидацию. Суды решали эти ситуации по-разному.
Что случилось. Верховный суд определил, что у судебного запрета на ликвидацию компании преимущество перед постановлением суда о банкротстве. Теперь, если налоговая получит эти два судебных акта, то должна будет оставить компанию в ЕГРЮЛ, а не исключать ее.
Когда судебные разбирательства закончатся, обеспечительные меры перестанут действовать и налоговики ликвидируют компанию.
Определение Верховного суда будет полезным, считает руководитель судебно-арбитражной практики Asto Consulting Вероника Челнокова. Оно поможет в случаях, когда сделку с нынешним банкротом хотят признать недействительной или когда у банкрота хотят отсудить собственность.
При этом подход ВС РФ создаст простор для злоупотреблений, считает советник консалтинговой группы «РКТ» Иван Стасюк. Теперь кто угодно сможет инициировать иски в разных судах и препятствовать исключению компании из ЕГРЮЛ. Это позволит затянуть процесс банкротства на год или полтора.
Что это значит для бизнеса. Суд может наложить обеспечительные меры в виде запрета на ликвидацию только в случае, если компания еще не начала процесс банкротства. Если компания уже инициировала банкротство, контрагентам остается только присоединиться к очереди кредиторов.