О чем речь. Краудфандинг позволяет собрать деньги на развитие бизнеса — от тех людей, которые заинтересованы в проекте. Например, кофейня может рассказать в социальных сетях о трудностях и как их можно преодолеть или о новых проектах, а постоянные клиенты отправляют ей деньги — безвозмездно или в обмен на кофе.
Что случилось. В 2023 году краудфандинговые платформы выдали финансирования на общую сумму 24,1 млрд рублей — это вдвое больше, чем по итогам 2022 года, следует из данных площадки «Мани Френдс».
Эксперты уверены, что рынок продолжит расти и в 2024 году. По оценкам гендиректора JetLend Романа Хорошева, он может еще удвоиться и достичь 50 млрд рублей по итогам текущего года.
Что это значит для бизнеса. Краудфандинг в первую очередь подойдет тем предпринимателям, у которых нет продукта и аудитории, но есть интересная идея, или тем, у кого есть стартап с трогательной историей. Сдерживающим фактором для этого рынка в 2024 году может стать то, что ставки на платформах сближаются с банковскими.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik поделился заблуждениями, из-за которых компания не получала прибыль четыре года
- Сотрудники прятали хлеб, крыса вынудила закрыть кафе, клиенты ушли к конкурентам из-за разницы в 9 ₽: реальные истории, которые было трудно предвидеть
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Убрали план продаж и дали сотрудникам полную свободу в принятии решений, чтобы снизить текучку. Рассказываем, к чему это привело
- Как предпринимателю разделять дела и стимулировать сотрудников работать на результат: Герман Гаврилов об основах управления