Выручка детского сегмента из топ-100 российских EdTech-компаний во втором квартале 2023 года составила 8,3 млрд рублей. По данным агентства Smart Ranking, он впервые обошел по размеру выручки прежнего лидера — дополнительное профессиональное образование, чья выручка составила 8,1 млрд.
Весь рынок образовательных сервисов по итогам первого полугодия 2023 года увеличился почти на 35% год к году — выручка сервисов из топ-100 превысила 50 млрд рублей.
Мы спросили руководителей детских онлайн-школ, с чем связан такой бурный рост и каковы их прогнозы на будущее.
Дмитрий Абрамов, руководитель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
За август 2023 года мы видим рост выручки более чем на 50% к прошлому году. Бизнес Skyeng растет каждый год, и детское направление Skysmart — основной драйвер этого роста.
Детский сегмент растет из-за перетекания аудитории из офлайна в онлайн. Этот рост начался после пандемии, продолжился в прошлом году и не остановился до сих пор. Детский сегмент растет быстрее взрослого, потому что, несмотря на снижение реальных доходов населения, на детском обучении и развитии экономят в последнюю очередь.
По итогам года мы хотим вырасти на 30% год к году. Мы ожидали рост рынка. Обычно весной-летом подготавливаем свою инфраструктуру, а растем уже в сезон, то есть сейчас.
Думаю, что рост продолжится. В детском сегменте все еще большая доля офлайна, и тренда на отток из онлайна обратно мы не видим. Кроме того, стирается граница между онлайном и офлайном: крупные EdTech-компании открывают офлайн-центры и учат своих студентов в смешанном формате. Сами планируем расти быстрее рынка.
На рынке — тренд смещения спроса с простых репетиторских форматов на курсы, заточенные под конкретный результат, когда родитель заранее понимает срок, за который образовательная цель будет достигнута.
Это связано с тем, что стоимость образовательных услуг растет вместе с инфляцией и отдавать крупную сумму денег за уроки без гарантии результата становится сложно для кошелька семьи. Кроме того, конкуренция на рынке увеличивается, и у родителя становится больше выбора из разных образовательных программ — выбирает он ту, которая обеспечивает гарантию результата обучения.
Еще один зарождающийся тренд — использование нейросетей при обучении. Самые крупные «эдтехи» используют нейросети для оптимизации рутинной работы преподавателя — например, проверки домашних заданий, передачи обратной связи по уроку, а также для производства образовательного контента.
Лола Шурыгина, основатель и директор онлайн-школы «Макарун»
Выручка у нашей школы выросла на 40—50% в среднем на 2022/2023 учебный год за счет тех, кто релоцировался и искал варианты онлайн-обучения для своих детей.
Рост сегмента связан с общей геополитической нестабильностью. Семьи менее привязаны к своим местам проживания и соответственным образом адаптируют свой быт, включая форматы образования для детей. К тому же мы видим общую адаптацию к онлайн-форматам.
У нас прогноз на стабильный прирост в 30%. У нас нишевый премиальный продукт, мы не гонимся за иксами в выручке и количеством контрактов.
Безусловно, сегмент детского EdTech продолжит расти. Тут есть большие игроки и большие бюджеты на маркетинг и продвижение, и в этом смысле не столько спрос драйвит предложение, сколько рынок воспитывает в клиенте — родителе — здоровый интерес, любопытство и даже жадность от богатой витрины предложений. Как в супермаркете: вам, может, и не надо, но попробовать захочется, если много раз пройти мимо.
Среди других причин — насыщение онлайн-образования элементами геймификации, виртуальной реальности, ИИ-компонентами. Во многих случаях разница между онлайн- и офлайн-форматами практически нивелирована, а экономия времени, ресурсов и общее качество образования в онлайне выше или аналогичны.
Рынок значительно прирос новыми игроками. Те, что поменьше, пробуют себя в среднем и средне-низком ценовом диапазоне. Те, что крупнее, нарастили мощности и смещаются в сторону продуктов премиум-класса. Ужесточилась конкуренция в традиционных сегментах — репетиторство, кружки, и, как результат, снизилась их маржинальность.
Выигрывают те, кто быстрее, поэтому платформенные решения, автоматизирующие и упрощающие пользовательский опыт, все больше завоевывают внимание родителей.
Кто интереснее, тот впереди. Современные дети привыкли к тому, что их познавательный интерес удовлетворяется максимально быстро и увлекательно. Поэтому необходимость развивать интерактив и геймификация продуктов плотно входят в жизнь фаундеров таких проектов.
Участники рынка активно ищут варианты гибридных предложений, а именно — совмещение онлайн- и офлайн-форматов обучения, создание новых форм сотрудничества, например EdTech и вузы, школы.
Екатерина Белкова, директор онлайн-школы «5ЯТЬ НАУК»
За первую половину учебного года 2022/2023 у нас выросла выручка от онлайн-занятий на 60%. В этот момент я полностью перевела свою репетиторскую деятельность в онлайн, поскольку этот формат для меня стал наиболее актуален с рождением дочки.
По сумме это все же меньше, чем получалось ранее от очных занятий, но нужно учесть, что сейчас я сочетаю педагогическую деятельность с материнством.
На рост сегмента влияет несколько факторов. Во-первых, со временем любое долгоиграющее явление вызывает доверие, и EdTech не исключение.
Во-вторых, маркетологи не дремлют и создают очень качественные воронки продаж, что повышает лояльность аудитории и все больше вовлекает людей в тему.
В-третьих, на процесс популяризации EdTech влияет социально-политическая ситуация. Волна эмиграции из России забрала с собой семьи с детьми, вместе с ними она взяла и их потребность в занятиях именно с русскими преподавателями, что всегда и везде доступно в онлайн-формате.
У меня есть несколько клиентов, которые сейчас живут за границей, и свои потребности в учебе они могут удовлетворить только дистанционно. Например, из моих предметов самый востребованный — каллиграфия и чистописание. В большинстве стран Европы и Америки, а также Индонезии, Индии эти предметы не преподаются, поэтому русские эмигранты с удовольствием пользуются услугами русских онлайн-педагогов.
Продолжает развиваться тенденция непрерывного обучения. Россияне много путешествуют по стране и миру, не сидят на месте — как ученики, так и учителя, — а интернет есть везде. Будь где хочешь, учиться можно везде, не прерывая процесс в отпуске и передвижениях. Это очень удобно.
Новое поколение детей все больше требует индивидуального подхода. На этой основе множество родителей переводят детей на семейное или домашнее обучение, которое хорошо сочетается с EdTech.
Для меня ежегодный план-оптимум, которого я стараюсь придерживаться, — увеличение прибыли на 30%. В этом году я рассчитываю достичь его за счет создания групп, увеличения суммы чека и приглашения созвучных мне педагогов к сотрудничеству.
Я думаю, что рост детского EdTech будет продолжаться. Начало давно положено, а развивающиеся интернет-технологии будут только продолжать поддерживать эту волну. Она долго не иссякнет, а, быть может, даже станет новой традицией в системе образования.