О чем речь. В марте Ozon объявил, что с мая начнет вычитать сервисный сбор из вознаграждения агентов пунктов выдачи заказов. Маркетплейс уточнял, что новые правила коснутся 10% наиболее крупных партнеров, а для начинающих сбор составит 1 ₽. У владельцев ПВЗ новые правила вызвали тревогу: они опасались потерять 30—40% дохода.
Позднее площадка изменила механику расчета сервисного сбора для агентов ПВЗ — он стал меньше. Число партнеров, для которых сбор будет максимальным — от 20 до 40% вознаграждения, — после перерасчета уменьшилось вдвое. После уплаты сервисного сбора такие точки по-прежнему должны были оставаться прибыльными. А у 92,5% партнеров сбор не превысит 4% от суммы агентского вознаграждения — для большинства из них это сумма в пределах 20 ₽.
Что случилось. Ассоциация участников рынка электронной коммерции — АУРЭК — обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить Ozon на предмет наличия признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке. По мнению АУРЭК, маркетплейс навязывает своим контрагентам кабальные условия.
В обращении АУРЭК говорится, что члены ассоциации предлагали Ozon повременить с введением сервисного сбора, но диалога не получилось: маркетплейс навязывает новые условия работы в одностороннем порядке.
Что это значит для бизнеса. ФАС сообщила, что направит Ozon запрос по ситуации с введением сервисного сбора с владельцев ПВЗ.