«У меня нет экономического образования [...] но я сумел привлечь хорошую команду. Я продолжаю принимать пациентов, но [...] не руковожу компанией, не вхожу в менеджмент. У меня нет профессиональных знаний, но они есть у людей, которых я привлек».
«Лучше разложить 300 000 $ в 30 компаний по десятке, чем в три компании по сотне»
Десять проваленных стартапов, выход из шоковой травмы, своя интерпретация концепции Jobs To Be Done
«Свои кейсы здорово выделяют тебя: пока все делают тысячу чего-то однотипного, ты делаешь что-то классное».
«Тем, кто выбирает между карьерой в большой компании и своим проектом, я бы посоветовал сократить петлю обратной связи: пойти попробовать что-нибудь продать, построить бизнес, в маленьком стартапе что-то сделать»
«Не упустите дело, которое вас вдохновляет, которое вы будете копать сутками. Не занимайтесь не своим делом, какое бы оно ни было денежное. В свое дело надо влюбиться, а деньги придут»
«При каждом вашем действии вы должны отвечать на вопрос „Зачем я это делаю?“. Решит ли оно впоследствии проблему, которую мы должны решить. Это фильтр, он убирает много ненужных идей, которые доходят до продакшена, до реализации в формате „Да блин, просто прикольно, поугораем“»
Бывший футбольный тренер национальной сборной рассказал, по каким принципам управляет командой
«У криптовалюты уже были взлеты, были падения, и у нее еще будут взлеты и падения. Периоды падения, безусловно, сложны, но часто именно в них развиваются и создаются значимые проекты».
«Надо быть чуть-чуть поосторожнее, особенно в России. Большая долговая нагрузка не соответствует уровню страны. В России опасно брать большое долговое плечо — страну колбасит из стороны в сторону».
«Любой стартап — это прежде всего работа с данными и метриками, которые нужно уметь правильно считать. [...] Сложно делать стартап, если вы не можете [...] оценить рынок, построить финансовую модель. Либо у вас должен быть партнер или сотрудник, который это все делает. [...] Либо вам надо этому учиться».
«В 1999 году мы создали проект, но не продавали его клиенту разово, а передавали права на использование и получали роялти. Я стараюсь придерживаться этой бизнес-модели до сих пор».
Ответственное потребление, бабушки-подрядчицы и трехкратное падение оборота
«У меня есть принцип. Я очень люблю работать с признанными профессионалами в своем деле. Особенно если дело касается чего-то существенного».
«Любая технология рано или поздно копируется. Делать ставку нужно не на „что“, а на „как“ — каким образом бренд запускать, поддерживать, развивать. В этой области больше отличий, которые сложно повторить».
Переезд в Британию, сокращение 800 сотрудников и смена бизнес-модели с B2С на B2B
«Роскошь статуса успешного человека [...] — не делать того, чего я не хочу, с тем, с кем я не хочу, и иметь возможность подумать о том, что я делаю. Это колоссальная роскошь. [...] У нас на это часто времени не хватает, мы не можем приоритизировать то, что стоило бы попробовать».
«Результат работы моей команды и продукта зависит только от меня. Если мой сотрудник хронически косячит — это следствие моего невнимательного включения в его работу. Если продукт не растет, как нужно, — это следствие моих решений в прошлом».
«Я не верю в так называемое One Man Show. Если возникает какая-то, на твой взгляд, сверхгениальная идея, но ты не смог найти людей, которые ею загорятся и которые вместе с тобой будут ее воплощать, то лучше этим не заниматься до тех пор, пока ты не найдешь ту самую команду, которая будет воспринимать эту идею, как свою».
Кейс с Нетфликсом, потеря 80% годового оборота за неделю и пересборка оргструктуры за полгода
«Никто не понимает, на чем мы зарабатываем. И слава богу!»
«Когда мы только начинали заниматься электроникой, у меня был контрагент из Сингапура. Он любил говорить, глядя из окна на небоскребы, что компании, которые все это построили, заработали большие деньги. Но те, кто владеет землей, на которой все это стоит, по-настоящему богатые люди».
«Кризис — идеальное время для наведения мостов. Только в кризис можно получить наилучшее качество по минимальной цене за короткие сроки и в нужное время. С точки зрения организации проекта, реальных работ лучшего времени, чем кризис, просто невозможно придумать».
«Не нужно слушать тех, кто не покупает. Нужно слушать тех, кто покупает, — какие фичи они хотят, как дорабатывать продукт»
«Функция профессии девелопера — смотреть в будущее на 15–25 лет. Если ты находишься в настоящем, ты не сможешь построить башню „Федерация“ или Сити».
«Главный бизнес-лайфхак в 2022 — быстрая мобильность любого решения. Я могу быстро менять фокус в любую сторону за 10 минут. Сам с собой посовещался, сам с собой принял решение и поставил задачи. Сейчас некогда принимать решения через совет директоров».
«Мы в X-Cart и Ecwid гордимся, что не нанимаем руководителей с улицы, а делаем ставку на рост внутри. Для нас важно быть движком роста для людей, выбравших нас».
«Самый быстрый способ учиться — делать, совершать ошибки, продолжать делать. Точно не сидеть и думать, почему не получится. Никто не знает, получится или нет».
«Как и при тренировке мышц, надо постоянно напрягать мозг, чтобы выводить его за пределы его возможностей».
Свой первый бизнес Артур открыл еще подростком — тюнинг-ателье для квадроциклов. Теперь он владеет крупным сервисом доставки готового питания. Мы расспросили Артура, с чего он начинал и как научился зарабатывать
«Мы продаем нашу аудиторию, а не количество подписчиков. У нас крутые читатели: люди из списка Forbes, из администрации президента, директора по маркетингу, СЕО крупных успешных компаний и представители фуд-индустрии»
У Александра есть ресторанный фестиваль, 16 телеграм-каналов, 27 долей в ресторанах, 15 инвестиций в фудтех, финтех, агротех. Мы спросили у него, зачем ему столько проектов и как он ими управляет
«Сокращать людям зарплату стоит только тогда, когда этого реально требует ситуация, а не просто так, в попытках сохранить побольше рублей у себя в кармане. Тогда у нас, может быть, появится шанс сделать что-то грандиозно-великое»
Братья Иван и Владимир открыли диджитал-агентство в 2014 году. Первые полгода оно работало в ноль, а в 2021 году прибыль достигла 30 миллионов. Мы спросили, как удалось построить такое агентство
«Секрет успеха онлайнового бизнеса в России — быть как можно более офлайновым».
«Делай свой бизнес. Который ты хочешь, в который ты веришь. Который нравится тебе, а не который моден сейчас»
«Для меня предпринимательство — это как растить красивый сад вопреки всему»
«Постулат „клиент всегда прав“ не работает нигде. При всем уважении к себе не могу сказать, что я всегда прав. Но каждому можно отказать так, что человек поймет: да, эта ситуация действительно не регулируется страховкой».
«В жизни бывают такие моменты, когда надо принимать неочевидные решения. Если все время принимать только очевидные, непропорциональных результатов получить не удастся»
«На пути к успеху всегда будут жертвы. Если ты не видишь жертвы сейчас, то они обязательно будут дальше. Тебе обязательно нужно чем-то пожертвовать, чтобы добиться успеха»