Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что изменится в законах в 2022 году и как это повлияет на бизнес


Собрали важные законы, которые вступят в силу в 2022 году и повлияют на работу бизнеса


Евгений Бельский

Евгений Бельский

Эксперт по праву

Новый год — новые законы. В 2022 году станет меньше бумажных документов, общепиту отменят НДС и снова отложат плановые проверки. Еще станет сложнее покупать рекламу в интернете, а исчислять взносы и пособия нужно будет с учетом нового МРОТ.

Узнали, о каких новых законах нужно знать предпринимателям и как они повлияют на бизнес. В статье рассказываем про законы, которые уже приняли, они вступят в силу с 2022 года.

В 2022 году не будет плановых проверок малого бизнеса

О чем речь. В 2016 году правительство впервые ввело мораторий на проведение плановых проверок бизнеса. Затем его продлевали каждый год. Так, в 2020 и 2021 году мораторий продлили в связи с пандемией.

Что изменится. Правительство продлило мораторий на проверки малого и среднего бизнеса на 2022 год. Мораторий не отменяет внеплановых проверок.

Мораторий не будет действовать:

  • на объекты, которые могут представлять потенциальную опасность для жизни людей;
  • на компании и ИП, которые работают по лицензии в части соблюдения лицензионных требований;
  • на компании и ИП, которые за последние три года получали административное наказание: приостановление деятельности, дисквалификацию, приостановление действия лицензии или ее аннулирование.

В 2022 году дополнительно освободили от проверок бизнес в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также драгоценных металлов и камней.

Что это значит для бизнеса. Мораторий поможет малому бизнесу не отвлекаться на проверки и быстрее восстановиться после пандемии.

Что нужно делать. Бизнесу ничего делать не нужно, мораторий начнет действовать автоматически.

С 1 января часть общепита освободят от НДС

О чем речь. ИП и компании на ОСН платят НДС — налог на добавленную стоимость: 20% от цены товаров, работ или услуг.

Что изменится. С 1 января общепит освободят от НДС. Под льготу подпадают кафе, рестораны, бары, столовые, буфеты, кофейни, отделы кулинарии. Также от НДС освободят выездные услуги общепита — например, услуги кейтеринга.

Есть исключения:

  • отделы кулинарии в магазинах;
  • компании и ИП, которые занимаются заготовками.

Чтобы получить освобождение от НДС, общепит должен соответствовать условиям:

  1. Доход за предыдущий год не превышает 2 млрд рублей.
  2. Компания или ИП получает 70% доходов от общепита.

В 2024 году появится третье условие: за год средняя заработная плата сотрудников должна быть не ниже средней по региону в сфере общепита.

Также есть бонусная льгота для общепита. Если бизнес выполнит все условия, перечисленные выше, то сможет платить страховые взносы по совокупному тарифу — 15% вместо 30%, даже если в штате больше 250 человек.

Что это значит для бизнеса. Общепит на ОСН сможет не платить НДС с 1 января 2022 года.

Важно понимать, что после получения льготы принимать к вычету НДС по расходам на бизнес тоже не получится: расходы на входящий налог придется включать в себестоимость блюд. А еще в первом квартале 2022 года придется восстановить и заплатить в бюджет НДС, ранее принятый к вычету: по остаткам сырья и товаров — полностью, по основным средствам и нематериальным активам — пропорционально их остаточной стоимости.

Что нужно делать. ИП и компании освободят от НДС автоматически. Чтобы отказаться от льготы, нужно подать заявление в налоговую не позднее первого числа квартала, с которого заведение хочет отказаться от льготы. Например, чтобы отказаться от льготы сразу с 1 января 2022 года, нужно подать заявление не позднее 10 января 2022 года — до первого рабочего дня после новогодних каникул.

На 2022 год федеральный МРОТ повысили до 13 890 ₽

О чем речь. МРОТ — это минимальный размер оплаты труда, то есть нижняя планка заработной платы сотрудника. Регионы могут вводить свой МРОТ, выше федерального, и тогда нужно ориентироваться на него.

В 2021 году федеральный МРОТ составлял 12 792 ₽. Ранее его собирались повысить на 6,4% — до 13 617 ₽ на 2022 год.

18 ноября президент поручил повысить МРОТ на 8,6% — до 13 890 ₽. Теперь Госдума должна внести поправки о новой сумме в законопроект.

Что изменится. В 2022 году федеральный МРОТ повысят на 8,6% — до 13 890 ₽.

Что это значит для бизнеса. Работодатели должны платить сотрудникам не ниже 13 890 ₽ при условии полного рабочего дня. Заплатить меньше можно, если сотрудник работает неполный рабочий день или по совместительству.

Также от федерального МРОТ зависит размер страховых взносов малого и среднего бизнеса. С выплат в пределах федерального МРОТ в месяц совокупный тариф взносов — 30%, а свыше МРОТ — 15%. Региональный МРОТ на эти взносы не влияет.

Еще от МРОТ зависят больничные работника — любой работник за полный календарный месяц болезни должен получить не меньше МРОТ. При этом первые три дня болезни оплачивает работодатель. Так, в 2022 году минимальное дневное пособие в месяце с 31 днем составит 13 890 ₽ / 31 день = 448 ₽, а значит, работодатель заплатит минимум 1344 ₽ за три дня болезни работника.

Что нужно делать. Работодателям нужно убедиться, что в их регионе нет регионального МРОТ — он может быть выше. Например, в Москве МРОТ в 2021 году — 20 589 ₽, поэтому московские работодатели не могут платить меньше этой суммы.

Работодателям из регионов без своего МРОТ нужно поднять оклады сотрудников, равные федеральному МРОТ на 2021 год, до суммы на 2022 год.

Также работодателям из сферы малого и среднего бизнеса нужно учесть новый федеральный МРОТ при исчислении страховых взносов. Здесь региональный МРОТ не нужен.

С 1 января 2022 года меняются правила получения КЭП для руководителей организаций

О чем речь. До 2021 года подписи получали только платно в коммерческих удостоверяющих центрах. С 1 июля 2021 года можно получить ее бесплатно — в налоговой.

Что изменится. С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП будут получать квалифицированную электронную подпись — КЭП — только в налоговых инспекциях.

Если еще действует подпись, которую выдал аккредитованный удостоверяющий центр, ее можно использовать до конца срока действия при условии, что центр прошел переаккредитацию при Минцифры до 2022 года. Иначе КЭП будет работать до 1 января.

Сотрудники и доверенные лица ИП по-прежнему смогут в течение 2022 года получать подписи с привязкой к доверителю в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Что это значит для бизнеса. В 2021 году сделать КЭП в коммерческом удостоверяющем центре стоило от 2000 ₽. Руководители организаций и ИП теперь могут получать КЭП в налоговой бесплатно. И достаточно получить одну КЭП: она подходит для любых целей.

Сотрудники продолжат получать КЭП в коммерческом удостоверяющем центре платно.

Что нужно делать. Руководителям компаний и ИП нужно проверить срок действия подписи. Если он истек или истекает в 2022 году, с 1 января нужно получить новую электронную подпись в налоговой инспекции.

С 1 марта 2022 года нужно регистрировать кассы онлайн

О чем речь. Когда бизнес покупает новую кассу, перевозит ее на новый объект или меняет фискальный накопитель, нужно подать заявление о регистрации или перерегистрации.

До 1 марта 2022 года это можно сделать лично в ближайшей налоговой инспекции или онлайн в личном кабинете юрлица или ИП на сайте налоговой.

Что изменится. С 1 марта 2022 года подать документы можно будет только онлайн.

Также заменяют формы документов:

  • заявления о регистрации или перерегистрации контрольно-кассовой техники;
  • карточки регистрации контрольно-кассовой техники;
  • заявления о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета;
  • карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.

Еще ИП и компаниям нужно будет отмечать в новой форме, используют ли они кассу при расчетах за маркированные товары.

Что это значит для бизнеса. Отказ от бумажных форм и переход на электронные документы экономит время.

Что нужно делать. С 1 марта при регистрации, перерегистрации или снятии кассы с учета нужно подавать заявление по новой форме только онлайн. Это можно сделать в личном кабинете юрлица или ИП на сайте налоговой службы, понадобится электронная подпись.

С 1 сентября рекламировать товары и услуги в интернете станет сложнее

О чем речь. Сейчас бизнесу не надо отчитываться о покупке или создании рекламы в интернете. Также можно умолчать о том, что за контент заплатили, — такую рекламу называют нативной.

Что изменится. С 1 сентября рекламодатели и рекламораспространители, а также площадки, на которых разместят рекламный контент, должны отчитываться в Роскомнадзор — надо будет подавать специальную форму. Исключение — социальная реклама.

Также проплаченный рекламный контент в интернете нужно будет помечать словом «реклама» и указывать информацию о заказчике. Например, если бренд одежды пришлет вещь актеру с условием сделать обзорное видео о подарке и выложить в своих соцсетях, актер должен добавить пометку «реклама» и указать информацию о бренде.

Что это значит для бизнеса. У ИП и компаний станет больше отчетности, если они заказывают, создают или размещают на своих площадках рекламу.

Также нельзя будет рекламировать товары незаметно для аудитории. По новым правилам аудитория должна знать, если за этот контент заплатили.

Кроме того, рекламодатели и аудитория смогут узнать о предыдущих рекламных материалах по собранным Роскомнадзором данным.

Что нужно делать. Предприниматель или компания должны будут передавать информацию в Роскомнадзор самостоятельно или через операторов.

Подробный порядок действий правительство определит позже. Но уже сейчас лучше учесть при подписании рекламных контрактов, что с осени 2022 года за всеми рекламными материалами в интернете будет следить Роскомнадзор.

C 1 января 2022 года малому бизнесу станет проще участвовать в госзакупках

О чем речь. В 2022 году меняются правила проведения госзакупок. Например, станет меньше способов закупки, обязательных документов, а сами закупки будут проходить быстрее.

Изменения в законе упростят участие в закупках всем ИП и компаниям, но особенно — малому бизнесу.

Что изменится. С 1 января 2022 года вырастет обязательная доля закупок у малого бизнеса — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок. Еще появятся закупки, в которых могут принимать участие только субъекты малого бизнеса, их объем увеличили с 18% до 20%.

Также у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта: время сократится с 15 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Изменения в госзакупках для малого бизнеса

До 2022 годаС 2022 года
Сроки для заказчика на оплату исполненного контракта15 рабочих дней10 рабочих дней
Доля закупок у малого бизнеса15%25%
Количество способов закупки11 способов3 способа
ДокументацияВ извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документацииЧасть документов о закупке больше не понадобится

Что это значит для бизнеса. Малому бизнесу станет проще получить контракт по госзакупкам, так как появится доля закупок без более сильных исполнителей — среднего и крупного бизнеса. Также будет проще разобраться в правилах закупок, поскольку станет меньше способов их проведения.

Что нужно будет делать. При участии в госзакупках статус субъекта малого бизнеса подтверждается автоматически, так как данные хранятся в реестре ФНС. Подтверждать его еще раз не нужно.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме