Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Организационная структура предприятия


Представим ситуацию: стартап развивается и растет. Обязанностей у сотрудников становится больше. Их распределяют на ходу, непонятно, кто и за что отвечает. Например, менеджер по продажам одновременно занимается закупками и продажами, а офис-менеджер пытается наладить логистику и отвечать на вопросы клиентов.

В такой ситуации нужна организационная структура бизнеса. Она описывает, кто и чем занимается в компании и кто принимает решения.

Рассказываем, зачем бизнесу оргструктура, какие виды бывают и как разработать свою схему.

Что такое организационная структура предприятия

Организационная структура предприятия, или оргструктура, — схема, по которой в компании распределяют роли, обязанности, полномочия между сотрудниками и подразделениями. Она помогает понять, куда движется бизнес, кто за что отвечает и как принимаются решения.

У малого бизнеса оргструктура может быть простой: все сотрудники подчиняются одному руководителю. У крупного — более сложной: может быть несколько уровней управления с отделами и подразделениями.

Зачем разрабатывать оргструктуру

Оргструктура бизнеса нужна для:

  • оптимизации процессов — так понятно, кто и за что отвечает. Например, кто из менеджеров принимает заказы клиентов, кто их оформляет, а кто следит за отгрузкой и доставкой;
  • эффективного управления — например, генеральный директор делегирует часть своих обязанностей нижестоящим руководителям отделов, а сам может сосредоточиться на управленческих задачах;
  • ответственности за результат — сотрудники понимают, какой результат они должны получить и какое за это будет поощрение. Например, для квартальной премии маркетолог должен привести с сайта определенное количество лидов.

Организационная структура компании помогает увидеть бизнес изнутри: как в нем распределили роли и ответственность, как протекают бизнес-процессы.

Базовые элементы оргструктуры

К базовым элементам оргструктуры относят:

  • отделы или подразделения;
  • роли и должности;
  • уровни управления;
  • линии подчинения.

Отделы или подразделения. Можно организовать по функциональному признаку: ответственные за закупку сырья, производство и продажу продукции; по проектам; по регионам.

Роли и должности. Например, руководитель и сотрудники. Один менеджер отдела продаж принимает входящие звонки, другой — обзванивает клиентов. Руководитель отдела продаж контролирует выполнение плана по продажам и формирует отчет в конце месяца для генерального директора.

Уровни управления. Например, главный в компании — генеральный директор, ему подчиняются руководители отделов, ниже стоят сотрудники-исполнители. Чем больше компания — тем больше у нее уровней управления.

Линии подчинения показывают, кто кому подчиняется. Например, менеджеры отдела продаж подчиняются руководителю отдела продаж, а он — генеральному директору.

Виды организационных структур

Вот самые распространенные виды оргструктур:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная;
  • матричная.

Линейная — простейший вид оргструктуры с вертикальной линией подчинения. Это значит, что отдел или подразделение подчиняется одному линейному руководителю.

У каждого сотрудника есть своя зона ответственности. Но решения принимает один человек, из-за этого он может быть перегружен работой.

Такая структура обычно подходит небольшому бизнесу или компании с одним направлением деятельности.

Пример линейной оргструктуры
Пример линейной оргструктуры

Пример линейной организационной структуры

Пример линейной оргструктуры
Пример линейной оргструктуры

Пример линейной организационной структуры

Пример линейной организационной структуры

Функциональная. Задачи разделены между подразделениями, каждое из которых отвечает за определенную область. Например, производство, маркетинг, финансы.

Так работа не дублируется разными сотрудниками. Но сотрудники разбираются в своей специализации, поэтому плохо понимают работу других отделов. Из-за этого им сложно коммуницировать.

Подойдет для небольших компаний с одним продуктом.

Пример функциональной оргструктуры
Пример функциональной оргструктуры

Пример функциональной организационной структуры

Пример функциональной оргструктуры
Пример функциональной оргструктуры

Пример функциональной организационной структуры

Пример функциональной организационной структуры

Линейно-функциональная. Объединяет линейную и функциональную оргструктуры. Линейные и функциональные руководители координируют свои действия, так как управляют одними сотрудниками. Например, линейный руководитель отдела продаж отвечает за бюджет отдела, а функциональный — отвечает за привлечение денег, то есть продажи клиентам.

Такая структура подойдет среднему и крупному бизнесу, когда одному руководителю сложно управлять большим отделом.

Пример линейно-функциональной оргструктуры
Пример линейно-функциональной оргструктуры

Пример линейно-функциональной организационной структуры

Пример линейно-функциональной оргструктуры
Пример линейно-функциональной оргструктуры

Пример линейно-функциональной организационной структуры

Пример линейно-функциональной организационной структуры

Дивизиональная. В разных подразделениях могут быть сотрудники, которые выполняют одни и те же обязанности. Например, региональные подразделения компании в разных городах. У каждого есть бухгалтерия, отдел продаж и производственный отдел.

В такой структуре легко управлять каждым подразделением. Но они могут быть неравнозначны, из-за этого среди подразделений может быть нездоровая конкуренция.

Лучше всего подойдет розничным магазинам со множеством продуктов.

Пример дивизиональной оргструктуры
Пример дивизиональной оргструктуры

Пример дивизиональной организационной структуры

Пример дивизиональной оргструктуры
Пример дивизиональной оргструктуры

Пример дивизиональной организационной структуры

Пример дивизиональной организационной структуры

Матричная структура. Сотрудники одновременно подчиняются двум руководителям: отдела и проекта. Сложность в том, что они могут давать противоречащие друг другу поручения. Например, руководитель отдела хочет равномерно распределить нагрузку между сотрудниками, а руководитель проекта — чтобы задачу решали определенные сотрудники, которые знают ее особенности.

Матричная структура больше всего подходит ИТ-компаниям.

Пример матричной оргструктуры
Пример матричной оргструктуры

Пример матричной организационной структуры

Пример матричной оргструктуры
Пример матричной оргструктуры

Пример матричной организационной структуры

Пример матричной организационной структуры

Как разработать схему оргструктуры: пошагово

Пошаговая инструкция по созданию оргструктуры может выглядеть так.

Шаг 1. Определите цели и задачи бизнеса — это поможет понять, какие отделы и подразделения должны быть созданы. Например, если цель — выйти на новый рынок, нужен отдел маркетинга и отдел продаж.

Шаг 2. Разделите бизнес на ключевые функции и назначьте ответственного за каждую. Например, в производственной компании это могут быть руководители отдела продаж, производства, финансов, логистики.

Шаг 3. Определите уровни управления. Сотрудники подчиняются руководителю отдела, а он — генеральному директору.

Шаг 4. Выберите вид оргструктуры и нарисуйте схему, которая отображает все уровни и связи между отделами и сотрудниками.

Шаг 5. Обновляйте оргструктуру. По мере роста компании и изменений на рынке структуру можно корректировать: добавлять новые отделы, менять структуру подчинения или обязанности сотрудников.

Что важно запомнить

  1. Организационная структура — схема взаимодействия сотрудников в компании.
  2. Оргструктура помогает бизнесу оптимизировать процессы, распределить обязанности между сотрудниками, придерживаться порядка в принятии решений, назначить ответственных за все бизнес-процессы.
  3. Самые распространенные виды оргструктур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная и матричная.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 046 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации