Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Категории персонала


Это разные группы сотрудников, которых объединяют схожие навыки, характер задач и ожидаемые результаты работы


Это разные группы сотрудников, которых объединяют схожие навыки, характер задач и ожидаемые результаты работы


Обычно в одном проекте работают разные типы сотрудников. Например, в швейной мастерской есть руководитель и две швеи. Несмотря на то, что команда маленькая, сотрудники относятся к разным категориям персонала, а это влияет на их зарплату, должностные обязанности и уровень ответственности.

В статье разберем, в чем особенности разных категорий персонала и зачем бизнесу делить сотрудников на группы.

Что такое категории персонала

Категории персонала — это группы сотрудников, у которых общие:

  • навыки;
  • уровень образования;
  • опыт работы;
  • уровень ответственности;
  • рабочие задачи.

Также категории персонала объединяет особенность их работы: умственная, физическая, обслуживающая, а также есть ли у них подчиненные.

Какие бывают категории персонала

Условно весь персонал делят на несколько больших категорий:

  • административный — занимается руководством, контролем и решением управленческих вопросов;
  • производственный — например, занимается строительством или изготовлением линейки одежды;
  • линейный — персонал, для чьей работы не нужны конкретное образование или квалификация;
  • технический — выполняет вспомогательные функции, например уборщики;
  • иные категории — к ним относятся сотрудники, которые выполняют непроизодственные работы или услуги, например юрист, экономист. Также к этой категории относится обслуживающий персонал, например официанты.

У этих категорий есть подкатегории:

  • руководители;
  • специалисты;
  • служащие;
  • рабочие;
  • обслуживающий персонал.

Руководители несут наибольшую ответственность за работу команды. Они управляют сотрудниками, ставят задачи и продумывают планы, контролируют их выполнение. К примеру, в кофейне руководителем может быть управляющий или владелец бизнеса.

Специалисты выполняют работу, для которой нужны специальная квалификация или обучение. Так, в дизайнерской студии специалистом можно назвать дизайнера интерьера, который окончил бакалавриат, а теперь работает по профилю.

Служащие. Это сотрудники, которые заняты контролем, учетом и работой с документами. Например, секретарь или табельщик.

Рабочие. Сотрудники, которые чаще всего выполняют физическую работу. Например, строитель, крановщик, повар.

Обслуживающий персонал. Это сотрудники, которые обслуживают клиентов, оборудование или помещения. К примеру, клинеры, продавцы, официанты.

Не во всех бизнесах работают сразу все подкатегории персонала. Какие из них будут в команде, зависит от специфики бизнеса. Например, в небольшой ремонтной бригаде достаточно рабочих и прораба, а в салоне красоты могут трудиться лишь руководитель и специалисты.

Зачем персонал делят на категории

Не обязательно делить сотрудников на категории, но это может помочь решить три задачи:

  • выстроить процессы в команде;
  • удержать ценных сотрудников;
  • избежать дисбаланса.

Проще выстраивать процессы в команде. Объясним на примере.

В небольшом рекламном агентстве две категории персонала: специалисты и руководители. Владелец бизнеса пишет регламенты с обязанностями сотрудников. Он знает, какие категории персонала в команде, поэтому сможет правильно распределить ответственность и задачи.

По регламентам руководитель контролирует работу, ставит задачи, общается с заказчиками, а специалисты делают всю работу, связанную с контентом, и согласовывают ее с руководителем.

В такой команде каждый понимает зону своей ответственности. К примеру, не будет ситуации, когда дизайнеру приходится брать на себя задачи руководителя и писать стратегию развития.

Владельцу бизнеса проще определять зарплатные вилки, когда есть категории персонала. К примеру, руководители несут больше ответственности за проект, поэтому их оклад выше.

Удержать сотрудников помогает мотивация, а ее проще придумать, когда есть деление на категории. Условно, на рабочих сильнее всего действует денежная мотивация: чтобы сохранить их в команде, нужно внедрить премии или пересмотреть зарплату. Со специалистами дела обстоят иначе — часто только деньгами не обойтись, нужно внедрять дополнительную нематериальную мотивацию, например бесплатное обучение.

Избежать дисбаланса. Иногда бизнес может сэкономить, если проверит, сколько сотрудников трудится в разных категориях и сколько времени у них уходит на работу. Например, в одном отделе два специалиста, которые выполняют одинаковые задачи. Они успевают все сделать, не срывают сроки и часто заканчивают работу раньше положенного, потому что задания заканчиваются. Бизнесу выгоднее оставить только одного специалиста, который сможет брать на себя всю работу — нагрузки хватит на полный день.

Что важно запомнить

  1. Категория персонала — это группа сотрудников, которых связывают общие навыки, задачи и уровень ответственности.
  2. Делить сотрудников на категории удобно, чтобы было проще управлять процессами. К примеру, расписывать зоны ответственности работников и придумывать систему мотивации.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 808 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости