Любой бизнес регулярно сталкивается с государством: например, когда регистрирует компанию, платит налоги, оформляет льготы или участвует в грантовых конкурсах. Законы, правила оформления документов и другие условия работы часто меняются, и не всегда бизнес готов к этим изменениям.
Чтобы защитить свои интересы и разобраться в намерениях различных ведомств, бизнес прибегает к GR — от английского government relations, или связи с государством. Рассказываем, как пользоваться GR и в каких случаях он нужен бизнесу.
Что такое GR
Простыми словами GR — это комплекс действий, которые помогают бизнесу донести до государственных структур свою позицию, защитить интересы компании или отрасли и прийти к общему пониманию о том, как должны работать правовые нормы.
Методы GR помогают повлиять на государственное регулирование в сфере бизнеса: создать необходимые законы, чтобы определить правила игры для всех участников рынка, прояснить, чего именно государство хочет от бизнеса, или не допустить появления норм, которые могут негативно отразиться на рынке и привести к монополизации отрасли.
Какие виды GR выделяют
Общепринятой классификации видов GR в России нет, как и единственного определения того, что означает GR. В зависимости от того, как именно бизнес хочет повлиять на ситуацию с помощью связей с правительством, выделяют четыре вида GR:
- Отраслевой. Поддержка интересов отрасли в целом: например, налоговые льготы для ИТ-компаний или снижение административных барьеров.
- Корпоративный. Борьба за интересы и структуры компании: например, за включение бизнеса в списки инновационных компаний или стратегически значимых предприятий, чтобы получить преференции.
- Стратегический. Регулярная работа с государством для поддержания хороших взаимовыгодных отношений. Сюда можно отнести проекты государственно-частного партнерства и спонсорство общественно значимых инициатив.
- Антикризисный. Точечная работа для разрешения конкретной тактической проблемы: негативного для бизнеса законопроекта или избыточной бюрократизации какого-либо процесса.
Выделенные виды GR могут дополнять друг друга. Например, в условиях давления на отрасль бизнес может заключить тактический союз, чтобы усилить переговорную позицию в конфликте. После разрешения ситуации союз может распасться или продолжить существовать в форме регулярного объединения — тогда он станет стратегическим вложением в GR.
Какие технологии и стратегии GR существуют
При работе с государством компании и предприниматели могут действовать поодиночке, а могут объединять усилия, чтобы добиться общих целей. Вот несколько традиционных технологий, которые используются в GR:
- мониторинг законодательства и переписка с государством;
- избрание в органы власти;
- работа в консультативных советах;
- создание бизнес-объединений.
Мониторинг законодательства и переписка с государством. Правила работы для бизнеса часто меняются, и бизнесу нужно уметь анализировать новые правовые нормы, а при необходимости — запрашивать консультации у ведомств с целью разъяснить их позиции. Практикой разъяснительных писем в ответ на запросы бизнеса часто пользуются ФАС и ФНС.
Избрание в органы власти. Топ-менеджеры компаний и руководители крупных подразделений нередко становятся депутатами различных уровней. Так бизнес через посредника получает возможность заранее знакомиться с проектами законов и постановлений, а также инициировать изменения, которые могут отразиться на работе бизнеса.
Работа в консультативных советах. Зачастую министерства и городские администрации создают консультационные советы по разным вопросам, куда приглашают участников рынка. Например, представители строительных компаний нередко вовлекаются в работу над архитектурными и градостроительными концепциями в разных городах, а агропромышленные компании и фермеры работают в общественном совете при Министерстве сельского хозяйства, где обсуждают важные для отрасли темы.
Создание бизнес-объединений. Компании и предприниматели могут создавать общественные организации для выработки общей позиции и защиты своих интересов. В России крупнейшее бизнес-объединение — это Российский союз промышленников и предпринимателей, РСПП. Его представителей приглашают для консультаций в правительство и Госдуму, годовые съезды объединения периодически посещает президент России. Заявления РСПП могут стать поводом для пересмотра законодательства, приостановки реформ, которые негативно отразятся на бизнесе, и ускорения позитивных для бизнеса инициатив.
Компании могут объединяться по географическому и отраслевому признаку. Например, крупнейшие маркетплейсы России — Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет — создали Ассоциацию компаний интернет-торговли, которая следит за новшествами в этой сфере, помогает формулировать стратегию развития отрасли и защищает интересы продавцов. А в Свердловской области есть свой союз промышленников и предпринимателей — СОСПП. Он отстаивает интересы уральского бизнеса.
В чем разница между GR и лоббизмом
Лоббизм — это одна из технологий government relations, построенная на персональном общении бизнеса с чиновниками и другими лицами, принимающими решения. Как правило, говоря о лоббизме, имеют в виду непубличное взаимодействие с конкретными людьми с целью получить преференции либо подтолкнуть власть к определенным решениям.
Лоббизм и GR можно разделить так: если отношения с государством проходят в рамках должностных обязанностей чиновников, это GR. Если же работа проходит по неформальным каналам — это уже лоббизм.
✅ Гендиректор компании «Добрая ромашка» записывается на прием к чиновнику: приходит в администрацию, получает консультацию, узнает, как правильно оформить документы, чтобы приняли заявку на грант, и какие критерии наиболее важны для комиссии, — это GR.
❌ Глава конкурирующей компании «Хитрая ромашка» зовет чиновника поиграть в теннис, после тенниса зовет на ужин, а за ужином рассказывает о своей компании, тем самым склоняя чиновника отдать ей грант, но не требуя этого напрямую. Это лоббизм.
Законность лоббистской деятельности периодически оспаривается, но в настоящее время в России лоббизм никак не регулируется. Главное — не нарушать законы.
Что важно запомнить
- GR — это комплекс действий по работе с государством, направленных на достижение целей бизнеса.
- Связи с государством могут носить тактический и стратегический характер, строиться по корпоративному и отраслевому принципу.
- Чтобы наладить отношения с государством, бизнес ведет переписку с ведомствами, участвует в проектах государственно-частного партнерства, консультирует чиновников и депутатов, а также создает отраслевые союзы для защиты интересов всех игроков рынка.
- В отличие от лоббизма GR предполагает взаимодействие с государством в рамках закона и должностных обязанностей чиновников и других представителей власти.