В любой компании есть рутинные задачи, на которые уходит много ресурсов. Допустим, бизнес работает по подписке: каждому клиенту нужно выставить счет, убедиться, что деньги пришли, и продлить доступ. При старте бизнеса эти задачи можно отдать сотрудникам. Но как только клиентов уже не сто, а тысяча, встает вопрос: как работать быстрее и при этом не раздувать штат.
Одно из решений — автоматизировать процессы с помощью API банка. Поговорили с тремя владельцами бизнеса и узнали, как они его используют и зачем.
Мгновенная сверка поступлений
Бизнес → сервис по онлайн-оплате топлива на АЗС. Он помогает транспортным компаниям, службам доставки грузов и такси оплачивать бензин без топливных карт и контакта с заправками. Компании перечисляют деньги за бензин сервису, и водители оплачивают заправку через приложение. Даже из машины выходить не надо.
Проблема → как добиться моментального пополнения баланса. Чтобы водитель мог быстрее заправиться, баланс должен быть плюсовым. Но быстро пополнить не получалось, потому что для зачисления платежа бухгалтеру надо было вручную учитывать каждое поступление. Это занимало много времени, также случались ошибки.
Решение → с помощью API Т-Банк Бизнеса быстрее обновлять баланс. Процесс такой: система учета компании видит, что пришел платеж, она регистрирует его в биллинге и отображает сумму на балансе. В реальности деньги еще не пришли, но клиент видит поступление и может пользоваться деньгами.
Выплаты вознаграждения и НДФЛ без участия сотрудника
Бизнес → рекламная сеть, она размещает баннеры клиентов на сайтах. Например, к ней обращается производитель детской одежды и просит разместить рекламный блок на десяти сайтах для родителей.
Компания принимает деньги от рекламодателя, на них организовывает показ рекламы и потом платит вознаграждение владельцам сайтов площадок.
Проблема → как организовать выплаты физическим лицам так, чтобы они быстрее получали деньги, а бухгалтер не тратил много времени на НДФЛ.
Владельцы хотели получать оплату сразу, как их сайт принес доход. Компания это понимала и согласилась ускорить переводы. На деле это значило, что в день нужно было делать сотни платежей и столько же по НДФЛ. Бухгалтер не мог обработать такое количество платежей. Надо было бы расширять штат или придумывать что-то еще.
Решение → через API Т-Банк Бизнеса компания настроила процесс выплат без участия человека. Не нужно ничего забивать вручную или подписывать, деньги уходят автоматически. Каждый день выплаты уходят владельцам сайта и в налоговую.
Выставление счетов и продление подписки на сервис
Бизнес → сервис облачного видеонаблюдения и видеоаналитик. Услуги использует самый разный бизнес. Например, арендодатели смотрят данные по загруженности и популярности торговых точек и на их основе рассчитывают ставку для аренды с учетом потока.
Проблема → автоматизировать поступление денег от клиентов и подстраховать их от блокировки доступа к сервису. Компания использует подписную модель: клиент один раз оформляет подписку и получает услуги, пока платит. Если платеж не поступил, подключенные услуги не сработают. Например, отключится видеоаналитика.
По разным причинам клиенты забывали вовремя платить и внезапно оставались без доступа к сервису. Раньше компания решала проблему в ручном режиме: клиент писал, что хочет продлить услугу, но забыл оплатить вовремя. Сотрудники выставляли счет, потом ждали оплату и только после этого возвращали доступ. Все это отнимало время у компании и ее клиентов.
Решение → использовать API Т-Банк Бизнеса для быстрых платежей от юрлиц. Новая система обработки платежей сработала по двум причинам. Первая — цепочка стала короче: клиенту не нужно ждать ответа сотрудников сервиса, он сам продлевает подписку. Для этого хватает одной кнопки. Вторая — сервис быстрее получает подтверждение оплаты, поэтому клиент не теряет время на ожидание, пока оплата пройдет и доступ восстановится.
Советы предпринимателей: как получить больше от API банка
API — инструмент для обмена данными или, проще говоря, способ научить одну программу работать с другой. При этом речь не только о программе: может быть приложение, сервис и другой цифровой продукт. Собрали несколько советов от предпринимателей, которые помогут максимально использовать API банка.
Найти задачи, которые занимают много времени у сотрудников, и определить, какие из них повторяются и, скорее всего, не требуют квалификации человека. Обычно они связаны с двумя сферами:
- С платежами. Допустим, рассчитать гонорар исполнителям, сформировать и отправить платежки в банк, добавить сотрудника в реестр зарплатного проекта, разнести выписки по определенным статьям финучета.
- С коммуникациями с клиентами. Например, разослать письма, открыть доступ, продлить подписку и так далее.
Не ограничивать себя в задачах, где может помочь автоматизация. В финансовой сфере с помощью API банка можно, например:
- получать информацию о платежах в своей CRM и не проверять выписки или личный кабинет;
- выставлять счета из 1С или своей CRM;
- быстро верифицировать клиентов;
- сверять поступления и выставленные платежи;
- видеть выписки в своей системе;
- автоматизировать выплаты.
Если вычислили задачу, которую хорошо бы автоматизировать, но пока непонятно, умеет ли банк такое делать, пообщайтесь со специалистами банка. Чаще всего можно договориться о разработке решения специально под компанию.
Начать работать с банком, у которого открыт доступ к API. API может быть закрытым — это значит, что к нему нельзя просто так получить доступ. Он может так и называться — Open API. Это значит, что банк разрешает любой компании использовать его функциональность для своих задач. Но если API закрыт, то именно с этим банком не получится подружить информационные системы.
Если вы нашли банк с открытым API, есть смысл хотя бы часть операций проводить через него. Какие именно, зависит от цели автоматизации.
Например, есть задача — автоматизировать выплаты исполнителям. Вы нашли банк с открытым API. Чтобы автоматизация сработала, переводите деньги исполнителям именно через этот банк.
Убедиться, что API от конкретного банка можно быстро подключить. Если у вас есть свой разработчик, попросите его поискать на сайте банка документацию — она должна быть подробной и понятной. Тогда все настроите за пару дней.
Если нет своего разработчика или он начинающий, хорошо бы узнать, есть ли техническая поддержка, которая поможет с подключением. Здорово, если специалисты банка будут готовы общаться и помогать в диалоге, а не просто молча пришлют инструкцию.
Определиться со стоимостью. API — это технология банка, поэтому у него есть право ее продавать или отдать бесплатно. Поэтому здорово заранее узнать условия использования и заложить расходы в бюджет, если нужно.
Расскажите, какие банковские сервисы упрощают работу вашего бизнеса?