По данным глобального института коучинга IPEC, 99% тех, кто прошел через бизнес-коучинг, остались «удовлетворены или очень довольны». Чтобы достигнуть такой высокой удовлетворенности, обе стороны должны быть вовлечены в процесс: компании нужно понимать ценность работы с бизнес-коучем, а специалисту необходимо глубоко погрузиться в запрос. Расскажем, как работает их взаимодействие.
Для чего нужен бизнес-коуч и как найти подходящего
В России в последнее время растёт спрос не только на консультации с персональным коучем, но и на работу компании с бизнес-коучем. В бизнес-сфере возрастает необходимость коучинга в организациях, компании не только привлекают коучей для проведения коуч-сессий, но и в целом развивают коучинговое мышление у сотрудников и руководителей.
Среди тенденций также можно отметить, что ещё несколько лет назад за услугами коучей или коучинговыми программами обращались только крупные компании, теперь же это компании разного масштаба. В небольших компаниях тоже начинают активно применять коучинг.
Основные запросы, с которыми компании обращаются к бизнес-коучу, разнообразны:
- развивать лидерские, управленческие и коммуникативные навыки;
- увеличить производительность;
- как управлять стрессом и эффективно принимать решения;
- как развить гибкость в период изменений;
- получить поддержку коуча при внедрении изменений в компанию.
Чтобы найти подходящего бизнес-коуча, при поиске стоит обратить внимание на следующие ключевые критерии профессионального помогающего специалиста:
- опыт работы в бизнесе (желательно, чтобы коуч имел опыт работы в корпоративной среде или по крайней мере понимал внутренние процессы бизнеса, особенно если речь идет о специализированных отраслях);
- сертификация коуча (ICF или ФПКиН);
- портфолио, отзывы и рекомендации от клиентов и заказчиков.
Чем бизнес-коуч полезен в кризисных ситуациях
Для преодоления кризисных ситуаций компаниям важно использовать копинг-стратегии, которые помогают справляться с вызовами, сохранять стабильность и адаптироваться к изменениям. Эти стратегии могут включать методы повышения психологической устойчивости, организации рабочих процессов и управления эмоциями, что помогает минимизировать негативное влияние кризиса на бизнес и сотрудников.
Эффективные стратегии преодоления кризисных ситуаций для компаний включают:
- гибкое управление и стратегическое планирование;
- развитие эмоциональной устойчивости сотрудников;
- поддержание прозрачной коммуникации;
- акцент на креативных и инновационных решениях;
- поддержание корпоративной социальной ответственности.
Использование этих методов помогает компаниям адаптироваться, поддерживать свою конкурентоспособность и сохранять лояльность сотрудников и клиентов.
Адаптация методов бизнес-коучинга для разных отраслей и компаний требует учета уникальных особенностей бизнеса, корпоративной культуры и текущих целей. В целом, существуют универсальные подходы, которые можно применять практически в любой организации, но их адаптация под конкретные потребности и условия часто делает коучинг более эффективным.
Как избежать типичных ошибок при внедрении коучинга в компанию
Основные ошибки, которые компании совершают при внедрении бизнес-коучинга и которых стоит избегать:
- Добровольно-принудительное проведение сессий и «причинение пользы» коучем. Директивное решение, что теперь все работают с коучем, не может быть результативным.
- Коучинг пытаются внедрить с подчиненных должностей, тогда как топ-менеджмент остается директивным, а стиль работы в организации — достаточно жестким.
Работа с командами, испытывающими сопротивление изменениям, — одна из ключевых задач бизнес-коучей. Успешная работа в этом направлении требует от коуча умения выявлять глубинные причины сопротивления и использовать методики, которые помогают командам легче адаптироваться к новым условиям. При этом важно активно вовлекать топ-менеджмент, так как их поддержка и участие в процессе критически важны для успешного внедрения изменений. Это можно сделать через собственный опыт работы топ-менеджмента с коучем, а также привлекая его к командному коучингу. Видя проблемы и прогресс своей команды, топ-менеджмент способен делать выводы и адаптировать управленческие инструменты индивидуально под сотрудников.
Насколько эффективна работа бизнес-коуча?
Про результаты проделанной работы можно говорить как минимум через 3 месяца после работы с коучем, а в идеале через полгода согласно обратной связи клиентов. Довольно сложно оцифровать показатели эффективности бизнес-коуча, поскольку основная доля ответственности за внедрение изменений лежит именно на компании. Тем не менее, после окончания сессий клиенты обычно отмечают высокую удовлетворенность результатом.
Примеры ситуаций из практики, с которыми помогли консультации с бизнес-коучем
Предотвращение выгорания. В компании работает молодой сотрудник с ненормированным графиком с постоянными изменениями, из-за чего он находился очень близко к выгоранию. Благодаря быстрой реакции коуча это вовремя заметили. Сотрудника отправили отдохнуть и сохранили единицу в штате.
Выявление скрытых потребностей. С помощью коуча выявили основные ценности и потребности значимого сотрудника, который считал, что у него выгорание. Сначала его отправили в отпуск, однако выйдя из отпуска, понял, что не чувствует себя лучше, и что дело не в выгорании. Начали разбираться, и он осознал, что у него не закрыты потребности быть руководителем. Ему дали в подчинение несколько людей, которые выполняли рутинную работу. Сотрудник направил свои силы на выполнение новой деятельности, его это полностью удовлетворило, и он остался в компании.
Помощь при переходе на руководящие позиции. При работе с коучем сотрудники, которые только стали руководителями, выявили свои сильные стороны и стали эффективнее и увереннее в себе.
Таким образом, благодаря коучу получается удержать сотрудника в компании, понять его ценности и провести профилактику выгорания, которая помогает сохранить ценные кадры.
Был ли у вашей компании опыт работы с бизнес-коучем?