Нехватка кадров — вызов для многих отраслей, но тяжелое машиностроение сталкивается с ним особенно остро. Рассказываем, как маркетинг может стать ключом к решению этой проблемы, помогая формировать HR-бренд и привлекать ценных специалистов.
Проблема и возможные решения
Людей действительно не хватает всем, но особенно тяжело приходится производствам. Сказывается непопулярность рабочих специальностей, особенно среди молодежи, недостаток высококвалифицированных кандидатов на рынке и банальная неосведомленность о возможностях. Между тем развитие промышленности невозможно без человеческого капитала.
Перед тяжелым машиностроением стоят те же проблемы, и мы видим решение прежде всего в повышении престижа отдельных профессий и отрасли в целом. Ключ к успеху в продвижении HR-брендов предприятий. Узнаваемость и доверие во многом решают проблему найма.
Удобным способом «убить двух зайцев» является проведение мероприятий различного уровня: от локального до федерального. Такой подход позволит охватить большое количество людей и сэкономить ресурсы. Наш опыт в этой области показал значительное укрепление доверия к нам как со стороны сотрудников, в том числе потенциальных, так и клиентов (eNPS и NPS).
Наиболее эффективна работа по трем основным направлениям:
- привлечению молодых работников;
- поиску специалистов высокого класса;
- развитию компетенций персонала.
Работа с ссузами
Студенты профильных учебных заведений ― ценный ресурс. Создание учебно-производственных кластеров и оснащенных оборудованием мастерских, отвечающих нуждам работодателя, в вузах и колледжах будет хорошей профессиональной подготовкой.
Также полезно разрабатывать мероприятия, интерактивные конкурсы и задания для оценки навыков. Наибольший охват обеспечивает участие в таких масштабных мероприятиях, как, например, всероссийский конкурс «Лучший по профессии» (бывший WorldSkills). Прежде всего это повышает узнаваемость бренда по всей стране, расширяет базу персонала и дает возможность работать с потенциальными специалистами и отбирать лучших. Это особенно важно для регионов, где у компании нет предприятий, но есть или планируются сервисные центры.
Кроме того, создание конкурсных программ для студентов серьезно повышает компетенции компании в области обучения и позволяет нарабатывать опыт для развития персонала. Нелишним будет проводить подобные программы и на партнерских предприятиях. Так или иначе, люди переходят с одной работы на другую и однажды могут стать вашими сотрудниками.
Профессиональные конкурсы
Следующее направление ― крупные профессиональные конкурсы, такие как Национальный конкурс механизаторов дорожно-строительной отрасли. Площадки, где собираются лучшие отраслевые специалисты со всей страны, — это бесценная база сотрудников предприятий-заказчиков и подрядчиков. Не стоит упускать шанс «навести мосты». С хорошими сотрудниками лучше поддерживать связь, можно поздравить с личными событиями, с Новым годом, и, когда человек решит сменить работу, он непременно вспомнит о вас.
Также мероприятия подобного уровня ― лучшая возможность представить новые продукты в выгодном свете максимально широкой аудитории. Это особенно важно для техники, которая работает по всей стране, например, для бульдозеров или экскаваторов.
Чтобы запомниться участникам и организаторам, подойдите к конкурсам креативно и подумайте, что нового можно привнести в привычный формат. При создании нашего ежегодного международного чемпионата «Кубок CHETRA PRO» сделали ставку на динамику, представили интересные трюки, активности — и это сработало.
В качестве третьего приоритетного направления мы определили для себя Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», он проводится при поддержке правительства и собирает людей со всей страны. Организатором выступает Минтруд. Большой плюс в том, что можно аккредитоваться и, согласовав программу, провести мероприятие локально, у себя в регионе. Полезно совмещать такие события с региональными праздниками, например, с Днем Республики или Днем города. Особенно приятно, что государство участвует в софинансировании конкурса, в частности ― в формировании призового фонда, а федеральные СМИ заинтересованы в широкой огласке.
Для страны ― это возможность повысить престиж рабочих специальностей и важнейших отраслей экономики, а для предприятий ― еще и хороший способ заявить о себе и повысить узнаваемость бренда. Кроме того, можно заходить с мероприятием в потенциальные регионы присутствия, готовя таким образом для себя благоприятную почву и заранее подыскивая персонал ― для будущего сотрудничества.
Все это, безусловно, помогает компании быть на слуху, расширять базу лояльных сотрудников и активно нарабатывать опыт обучения и развития текущего персонала. Специализированные курсы не только облегчают адаптацию новичков, но и значительно повышают эффективность труда опытных профессионалов. В связи с этим конкурсные кейсы могут быть чрезвычайно интересными. Так наша образовательная платформа «Академия ЧЕТРА» пополнилась более чем сотней учебных материалов на базе полученного опыта. В конце концов, кадры решают все, их поддержка и мотивация хоть и требует усилий, но окупается многократно.
А что вы делаете, чтобы повысить узнаваемость HR-бренда компании?