Читатель Елена спрашивает: «Посетитель нашего кафе случайно разбил дорогой предмет интерьера — вазу. Тот случай решили на месте, но на будущее хотели бы знать правильный порядок действий. Можно ли заставить клиента оплатить убытки бизнеса в такой ситуации?»
Кафе может требовать возместить полную стоимость ущерба
Если клиент случайно или нарочно повредил имущество заведения и бизнес понес убытки, их можно возместить. Нужно составить акт порчи имущества и предложить клиенту добровольно возместить ущерб. Если клиент откажется — придется обращаться в суд.
Для суда понадобятся: Ф. И. О., адрес клиента и доказательства, что он причинил ущерб. Например, запись с камер наблюдения, показания официантов и других посетителей. А вот забирать у человека паспорт в залог, пока он не расплатится за порчу имущества, — незаконно. За это предусмотрен штраф.
Если решите вызвать полицию, скорее всего, дело не заведут. Зато полицейские составят протокол, где зафиксируют факт нанесения ущерба. Этот документ пригодится в суде.
Если клиент успел расплатиться и уйти, его имя можно узнать через банк с помощью полиции.
Какую сумму можно требовать с клиента
Чтобы обосновать размер ущерба, нужно предъявить документы о стоимости имущества. Например, чеки и накладные на покупку. Если их нет, придется заказывать платную оценку стоимости ущерба.
Дальше надо составить иск и обращаться в суд по месту жительства клиента. Эти данные можно узнать из протокола полиции или после обращения в банк.
Для ведения дела лучше нанять юриста. Если кафе выиграет, клиент возместит стоимость ущерба и судебные расходы. В конце суд выдаст исполнительный лист, по которому можно удержать нужную сумму с карты клиента через банк или приставов.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
А вы требовали возмещение ущерба у клиентов? Делитесь опытом в комментариях