Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Продавец упустил прибыль на Ozon из-за технического сбоя и не смог вернуть деньги


Компания не подтвердила убытки и проиграла суд. Разбираемся с юристом, почему это произошло


Компания не подтвердила убытки и проиграла суд. Разбираемся с юристом, почему это произошло


ООО «Торговая компания „Каринекс“» продает детские коляски на Ozon. Из-за технического сбоя цены на товар на маркетплейсе стали ниже без ведома продавца. Несколько человек успели купить коляски по новой цене, из-за чего компания потеряла 75 115 ₽ прибыли.

Для взыскания убытков Каринекс обратился в суд с иском к ООО «Инсейлс Рус» — платформе для управления онлайн-торговлей на маркетплейсах, из-за которой произошел сбой. Платформа inSales выразила готовность возместить ущерб, но продавец колясок не смог предоставить доказательства своих убытков и остался ни с чем.

В статье разбираем, почему суд не встал на сторону бизнеса и как бизнесу не допустить подобных ошибок.

Что случилось

Каринекс — эксклюзивный дистрибьютор детских колясок торговой марки Bebetto в России. 2 февраля 2022 года Каринекс создал тестовый аккаунт на inSales — платформе для управления онлайн-торговлей через маркетплейсы. С помощью площадки продавец планировал вести учет и реализацию детских колясок на маркетплейсах, в том числе и на Ozon.

Но уже через две недели торговая компания заблокировала свой аккаунт на платформе, потому что сервис утратил для нее актуальность. С этого момента продавать коляски с помощью платформы ни Каринекс, ни третьи лица не могли.

6 мая Каринекс обнаружил, что Ozon снизил цены на коляски без согласования с продавцом. Компания обратилась в поддержку маркетплейса. Через 6 дней стоимость товаров на площадке стала прежней, но Каринекс уже не мог отменить оформленные заказы и был вынужден продать коляски по невыгодной для себя цене. Компания насчитала убытки на 75 115 ₽.

Что к этому привело

По данным техподдержки Ozon, запрос на изменение цены на маркетплейсе пришел от inSales. Когда Каринекс заявил, что не работает через inSales и не одобрял снижение цен на товары, площадка вернула прежние цены.

Оказалось, что причиной снижения цен на маркетплейсе стала кратковременная техническая неисправность inSales. Платформа признала свою вину и попросила Каринекс предоставить документы, которые подтверждают его убытки, чтобы их возместить. Еще inSales запросила документы с закупочной стоимостью проданных колясок. Платформа предлагала подсчитать убытки по формуле: сумма закупочной стоимости колясок минус итоговая сумма их продажи.

Каринекс и inSales переписывались три месяца, и все это время продавец колясок отказывался направлять документы с закупочной ценой товаров. Компания объясняла свое нежелание раскрывать стоимость колясок коммерческой тайной и изменением курса валют.

Так и не раскрыв данные, Каринекс подал на inSales в суд.

Что решил суд

Арбитражный суд Москвы решил, что Каринекс не доказал размер причиненных убытков, потому что не предоставил документы с закупочной стоимостью колясок.

«Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем истцом не доказан размер причиненных убытков, поскольку не предоставлены документы, отражающие закупочную — фактическую — стоимость товаров».

Из решения Арбитражного суда Москвы

Как этого можно было избежать

По мнению юриста и управляющего партнера объединения «Правовая помощь» Александра Тарасенко, продавец совершил классическую ошибку, когда доказывал свою правоту.

«Дело было брошено в суд в надежде на хороший результат. Суд еще задолго до решения требовал от продавца обосновать расчет убытка и предоставить сведения о закупочной цене товара. За это время можно было в неспешном темпе сформировать правовую позицию. Если задача была ни при каких условиях не раскрывать закупочную цену товара, обосновать наличие коммерческой тайны было бы несложно».

Александр Тарасенко

Александр Тарасенко

Управляющий партнер Правовой помощи

Каринекс не доказал размер причиненных убытков, при этом он имел право сослаться на конкретный договор, соглашение или приказ директора о том, что информация о закупочной цене колясок — коммерческая тайна.

«По сути, продавец предложил суду поверить на слово, что размер убытков был именно таким.

Ozon, в свою очередь, предоставил сведения о ценах, которые установил продавец. А тот не возражал и о фальсификации доказательств не заявил. Каринекс выразил молчаливое согласие с тем, что выгрузка цен Ozon отличается от данных, которые он сам предоставил суду. Если истец не только не может доказать свою правоту, но и оспорить доводы ответчика, результат такого процесса очевиден».

Александр Тарасенко

Александр Тарасенко

Управляющий партнер Правовой помощи

Кроме того, по словам Тарасенко, стоит помнить, что интересы продавца представлял юрист, в обязанности которого входит не только явка на заседание, но и подготовка к нему. Он должен был выстроить защиту продавца.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, как Каринекс, нужно:

  1. Составить обоснованную претензию и сделать понятные расчеты. При ссылке на коммерческую тайну убедиться, что можете ее доказать.
  2. Интересоваться ходом процесса. Спрашивать у своих юристов, что они планируют делать, какие действия предпринимают в деле.
  3. Следить за ходом дела самостоятельно, не стесняться перепроверять действия юриста, потому что в итоге пострадать может бизнес.
Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 300 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Юля Майорова
Юля Майорова

Вам приходилось судиться с маркетплейсами? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости