ООО «Торговая компания „Каринекс“» продает детские коляски на Ozon. Из-за технического сбоя цены на товар на маркетплейсе стали ниже без ведома продавца. Несколько человек успели купить коляски по новой цене, из-за чего компания потеряла 75 115 ₽ прибыли.
Для взыскания убытков Каринекс обратился в суд с иском к ООО «Инсейлс Рус» — платформе для управления онлайн-торговлей на маркетплейсах, из-за которой произошел сбой. Платформа inSales выразила готовность возместить ущерб, но продавец колясок не смог предоставить доказательства своих убытков и остался ни с чем.
В статье разбираем, почему суд не встал на сторону бизнеса и как бизнесу не допустить подобных ошибок.
Что случилось
Каринекс — эксклюзивный дистрибьютор детских колясок торговой марки Bebetto в России. 2 февраля 2022 года Каринекс создал тестовый аккаунт на inSales — платформе для управления онлайн-торговлей через маркетплейсы. С помощью площадки продавец планировал вести учет и реализацию детских колясок на маркетплейсах, в том числе и на Ozon.
Но уже через две недели торговая компания заблокировала свой аккаунт на платформе, потому что сервис утратил для нее актуальность. С этого момента продавать коляски с помощью платформы ни Каринекс, ни третьи лица не могли.
6 мая Каринекс обнаружил, что Ozon снизил цены на коляски без согласования с продавцом. Компания обратилась в поддержку маркетплейса. Через 6 дней стоимость товаров на площадке стала прежней, но Каринекс уже не мог отменить оформленные заказы и был вынужден продать коляски по невыгодной для себя цене. Компания насчитала убытки на 75 115 ₽.
Что к этому привело
По данным техподдержки Ozon, запрос на изменение цены на маркетплейсе пришел от inSales. Когда Каринекс заявил, что не работает через inSales и не одобрял снижение цен на товары, площадка вернула прежние цены.
Оказалось, что причиной снижения цен на маркетплейсе стала кратковременная техническая неисправность inSales. Платформа признала свою вину и попросила Каринекс предоставить документы, которые подтверждают его убытки, чтобы их возместить. Еще inSales запросила документы с закупочной стоимостью проданных колясок. Платформа предлагала подсчитать убытки по формуле: сумма закупочной стоимости колясок минус итоговая сумма их продажи.
Каринекс и inSales переписывались три месяца, и все это время продавец колясок отказывался направлять документы с закупочной ценой товаров. Компания объясняла свое нежелание раскрывать стоимость колясок коммерческой тайной и изменением курса валют.
Так и не раскрыв данные, Каринекс подал на inSales в суд.
Что решил суд
Арбитражный суд Москвы решил, что Каринекс не доказал размер причиненных убытков, потому что не предоставил документы с закупочной стоимостью колясок.
«Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем истцом не доказан размер причиненных убытков, поскольку не предоставлены документы, отражающие закупочную — фактическую — стоимость товаров».
Из решения Арбитражного суда Москвы
Как этого можно было избежать
По мнению юриста и управляющего партнера объединения «Правовая помощь» Александра Тарасенко, продавец совершил классическую ошибку, когда доказывал свою правоту.
«Дело было брошено в суд в надежде на хороший результат. Суд еще задолго до решения требовал от продавца обосновать расчет убытка и предоставить сведения о закупочной цене товара. За это время можно было в неспешном темпе сформировать правовую позицию. Если задача была ни при каких условиях не раскрывать закупочную цену товара, обосновать наличие коммерческой тайны было бы несложно».
![Александр Тарасенко](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252Faleksandr-tarasenko.png&w=80&h=80)
Александр Тарасенко
Управляющий партнер Правовой помощи
Каринекс не доказал размер причиненных убытков, при этом он имел право сослаться на конкретный договор, соглашение или приказ директора о том, что информация о закупочной цене колясок — коммерческая тайна.
«По сути, продавец предложил суду поверить на слово, что размер убытков был именно таким.
Ozon, в свою очередь, предоставил сведения о ценах, которые установил продавец. А тот не возражал и о фальсификации доказательств не заявил. Каринекс выразил молчаливое согласие с тем, что выгрузка цен Ozon отличается от данных, которые он сам предоставил суду. Если истец не только не может доказать свою правоту, но и оспорить доводы ответчика, результат такого процесса очевиден».
![Александр Тарасенко](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F11%252Faleksandr-tarasenko.png&w=80&h=80)
Александр Тарасенко
Управляющий партнер Правовой помощи
Кроме того, по словам Тарасенко, стоит помнить, что интересы продавца представлял юрист, в обязанности которого входит не только явка на заседание, но и подготовка к нему. Он должен был выстроить защиту продавца.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, как Каринекс, нужно:
- Составить обоснованную претензию и сделать понятные расчеты. При ссылке на коммерческую тайну убедиться, что можете ее доказать.
- Интересоваться ходом процесса. Спрашивать у своих юристов, что они планируют делать, какие действия предпринимают в деле.
- Следить за ходом дела самостоятельно, не стесняться перепроверять действия юриста, потому что в итоге пострадать может бизнес.
Вам приходилось судиться с маркетплейсами? Расскажите в комментариях.