Ассортимент маркетплейсов расширяется стремительными темпами: сегодня на онлайн-площадках можно заказать практически любой товар, будь то елочная игрушка или даже самолет.
Собрали категории, которые становились хитами в 2024 году.
Товары для квадробинга
Субкультура квадробинга — имитации действий и повадок животных — в этом году пользовалась особой популярностью среди российских детей и подростков. К осени обилие видеороликов и мемов на эту тему захлестнуло соцсети, вызвало бурю споров и даже взволновало депутатов Госдумы, которые предлагали на законодательном уровне запретить квадробинг в стране.
Такая популярность не могла не отразиться на рынке: по данным Wildberries, за первые три квартала 2024 года продажи товаров для квадробинга в России выросли на 4 800% год к году в штуках и на 4 700% по общей сумме продаж.
Правда, такие космические цифры в компании объяснили крайне низким спросом в прошлом году, когда о квадробинге еще мало кто знал. Кроме того, в эту же категорию товаров попадают и обычные карнавальные костюмы животных, которые часто покупают для детских мероприятий.
Самолеты и КамАЗы
Еще пару лет назад покупка автомобиля или дома на маркетплейсе казалась чем-то фантастическим. Но уже в этом году на Ozon появились еще более серьезные и дорогостоящие товары — легкомоторные самолеты.
В декабре 2024 года на площадке можно заказать две модели российской авиатехники: самолет-амфибию Borey и легкомоторный самолет СП-30 различных модификаций стоимостью от 10 млн рублей. Нужно выбрать самолет, оплатить покупку банковской картой, привязанной к личному кабинету, и выбрать удобное время и место доставки.
Купить такую технику и через день получить ее из рук курьера не получится: после заключения договора купли-продажи продавец самолета подает документы на передачу права собственности в Росавиацию, и только после этого самолет доставляют в указанное место в согласованные с покупателем сроки. При этом клиенту нужно заранее предусмотреть аэродром для своей покупки, а для полетов иметь пилотское свидетельство.
С недавнего времени на Ozon появился и другой вид крупной техники — грузовики КамАЗ. Один такой тягач обойдется чуть дешевле самолета: примерно в 8,5 млн рублей.
Статистику продаж самолетов и КамАЗов в компании пока не раскрывают.
Лапки-сквиши
Игрушки-антистресс давно завоевали популярность среди пользователей онлайн-платформ — в этом году лидерами этой категории стали мягкие лапки-сквиши. По данным Wildberries, за последние 12 месяцев россияне потратили на такие товары более миллиарда рублей.
Анализ продаж показал, что тренд на лапки зародился еще в ноябре 2023 года, но по-настоящему популярными они стали к маю 2024 года: продажи этих товаров с апреля по июнь выросли на 212%. Далее рост только ускорился — с июня по август он превысил 350%, а с августа по октябрь продажи утроились. На Авито в январе — ноябре 2024 года россияне покупали лапки-сквиши в три раза чаще, чем за аналогичный период прошлого года.
Параллельно на Wildberries на 118% вырос спрос на товары для поделок, в том числе на наборы для создания этих лапок.
Мерч в стиле «Сумерек»
Осенью в соцсетях завирусился саундтрек группы Blue Foundation к фильму «Сумерки», вышедшему еще в 2008 году. На фоне нового тренда «hoa hoa hoa» у пользователей — особенно подростков и зумеров — резко вырос интерес к товарам, посвященным подзабытой было киносаге, от которой 15 лет назад фанатели миллениалы. Так, по данным Авито, за январь — ноябрь этого года россияне приобрели на 75% больше мерча и аксессуаров в стиле «Сумерек», чем за аналогичный период прошлого года, рассказали Бизнес-секретам в пресс-службе площадки.
Одежда и игрушки с капибарами
В хит-парад популярных покупок на маркетплейсах неожиданно ворвались и латиноамериканские грызуны. Правда, не настоящие, а игрушечные и нарисованные. Уже в первом полугодии число продаж одежды с изображением капибар на Wildberries выросло на 2 290% по сравнению с прошлым годом, а сумма продаж увеличилась на 1 440%.
Продажи игрушек-капибар на Wildberries выросли на 570% по количеству и на 900% по общей сумме продаж. На Авито игрушечные капибары также попали в топ самых востребованных товаров в категории игрушек — их продажи за год выросли на 65%.
Карты Таро
Магия и эзотерика становятся все более популярны как среди обычных людей, так и в бизнесе: компании набирают на работу штатных тарологов для оценки соискателей, а покупатели сметают в онлайн- и офлайн-магазинах колоды карт для гаданий и спиритические доски.
В ноябре продажи карт Таро на российских маркетплейсах достигли 129,5 млн рублей — это на 18 млн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщал сервис Moneyplace. По данным на 11 ноября, спрос на карты Таро на Wildberries побил рекорд — пользователи потратили на них 4 млн рублей за один день, это на 35% больше среднедневного объема.
Wow-товары
Речь идет о нестандартных вещах или продуктах, которые покупают, чтобы удивить окружающих и вызвать бурную позитивную реакцию: «Ух ты! Вот это да! Вау!» Отсюда и такое название.
По данным Мегамаркета, только за июль 2024 года продажи отдельных wow-товаров выросли на 375%. Лидер продаж в сегменте креативных подарков — гигиеническая помада в форме леденца на палочке. Другой популярный wow-товар — все те же упомянутые выше игрушки-капибары.
Умные подушки и пленочные камеры
С развитием технологий растет и спрос на устройства, которые упрощают повседневную жизнь. К привычным уже смартфонам и смарт-телевизорам в этом году прибавились умные подушки, антигравитационные увлажнители воздуха и другие новинки.
По данным Мегамаркета, с января по сентябрь продажи LED-масок для фототерапии и омоложения кожи лица выросли на 131%, умных электронных ушных палочек — на 132%, а портативных кофемашин — в 25 раз.
Покупателей манит не только технический прогресс, но и ретротовары в этой категории. Так, продажи портативных фотопринтеров в 2024 году выросли почти вдвое, а пленочных фотоаппаратов — в шесть раз.
Торгуете на маркетплейсах? Расскажите, какие из ваших товаров неожиданно побили рекорды продаж в 2024 году?