О чем речь. BNPL-сервисы разбивают сумму покупки на равные части, и клиент выплачивает деньги в течение одного-двух месяцев. Название — аббревиатура от английского buy now pay later — «купи сейчас, заплати потом». Однако покупатель не заключает кредитный договор, поэтому BNPL — не рассрочка.
В начале августа 2024 года в Госдуму внесли законопроект, который, в частности, предлагает обязать BNPL-сервисы передавать паспортные и другие данные пользователей в бюро кредитных историй, если общий долг клиента перед сервисом превысит 15 000 ₽. На конец октября законопроект находится на стадии предварительного рассмотрения.
Что случилось. Онлайн-магазины и маркетплейсы попросили Центробанк, Госдуму и правительство доработать законопроект о сервисах рассрочки. Коллективное письмо подписали Ассоциация участников рынка электронной коммерции, Федеральное общество сетевой торговли, Ассоциация представителей электронной торговли и Союз электронной торговли.
Авторы письма предлагают повысить лимит, после которого нужно передавать данные в БКИ, до 100 000 ₽. А также устанавливать разные пороги долга в зависимости от категорий товаров, работ или услуг. Например, лимит для косметики ниже, а для бытовой техники — выше.
В Обществе сетевой торговли отмечают, что законопроект может снизить доступность BNPL-сервисов, в особенности для клиентов, у которых были проблемы с выплатами по обычным займам и микрокредитам. Кроме того, дополнительная проверка клиентов и содержание баз данных приведут к удорожанию комиссий сервисов. Дополнительные расходы лягут на бизнес, который будет вынужден повысить цены, — в итоге расплачиваться за нововведение будет покупатель.
В сервисе рассрочки «Долями» от Т-Банка считают, что передавать данные клиентов нужно при долге от 60 000 ₽. В аналогичном сервисе «Сплит» от Яндекса указали, что законопроект сократит продажи в сегментах бытовой техники и электроники, образования, путешествий.
Долями и Сплит уже оценивают платежную нагрузку клиентов обоих сервисов по номеру телефона — без запрашивания паспортных данных. В Долями отметили, что если данные клиентов попадают в БКИ, то вскоре им начинает поступать масса звонков и СМС с предложениями от микрофинансовых организаций. Если данные пользователей BNPL попадут в БКИ, им также начнут присылать рекламу.
Что это значит для бизнеса. Рассрочки повышают средний чек и потенциальную аудиторию бизнеса. Если законопроект примут в текущем виде, привлекательность BNPL-сервисов снизится: комиссии вырастут, а некоторые клиенты вовсе не смогут взять рассрочку. В итоге обороты бизнеса, который сейчас пользуется BNPL, могут упасть.