Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как успешно запустить MVP: ключевые этапы и статьи расходов


Цель MVP — тестирование гипотез и сокращение рисков, связанных с запуском нового продукта. При этом важно получать обратную связь от первых пользователей, которая поможет определить вектор доработок и развития. Пренебрежение этим этапом может привести к финансовым и другим потерям из-за того, что решение окажется просто ненужным рынку.

Илья Хрусталев, tech-эдвайзер и CTO с более чем 20-летним опытом работы в технологических компаниях Badoo, Яндекс, Lamoda, делится своими инсайтами о том, как повысить результативность MVP, какие статьи расходов включить в его создание, а также расскажет о распространенных ошибках при запуске и способах их избежать.

Что нужно учесть при подготовке MVP — основные этапы и расходы

Успешный релиз продукта зависит от грамотного планирования, управления ресурсами и определения затрат. В этом процессе важно сфокусироваться на следующих шагах:

Анализ рынка и аудитории. Прежде чем приступить к разработке, важно провести исследование и понять, какие пробелы существуют на рынке и как ваш продукт их решает. Для этого проводятся опросы, интервью, фокус-группы и так далее. На этом этапе в смету включают работу аналитиков, которые делают ресерч, денежные вознаграждения для участников фокус-групп, а также использование софтов, которые помогают в исследованиях. К примеру, стартап в области электронной коммерции может пользоваться платными инструментами анализа веб-трафика и SEO, чтобы понять, какие стратегии применяют конкуренты и как они привлекают клиентов.

Разработка: команда и инфрастуструктура. Сперва важно решить, что должно быть в продукте, от этого зависит размер будущей команды и выбор инфраструктуры, где развернется проект, и соответственно сумма расходов. Здесь можно использовать упрощенную модель фреймворка MoSCoW, где каждая функция MVP входит в одну из групп: Must Have, Should Have или Nice to Have. Если первую версию продукта невозможно представить без какой-либо опции — она попадает в Must Have. Все, что дает большую ценность, но при этом не является необходимым для запуска, идет в Should Have. Остальное остается в Nice to Have и не попадает в первый релиз. В итоге чаще всего в MVP включается Must Have лист.

Найм разработчиков. На старте советую сосредоточиться на ключевых специалистах: разработчиках (Software Engineers), программистах, дизайнерах, тестировщиках и аналитиках. Чтобы заранее рассчитать бюджет на их зарплаты, можно ориентироваться на открытые источники, например, статистику HeadHunter или Хабр Карьеру.

Необязательно иметь внутреннюю команду, в некоторых случаях оптимальнее привлечь внешних подрядчиков: студии на аутсорсе, заказных разработчиков-фрилансеров или опытных разработчиков, работающих по модели Fractional — используется в стартапах, когда компания нанимает специалистов на частичную занятость или временную основу.

При ограниченном бюджете и равномерном объеме задач имеет смысл нанять Full Stack разработчика. Такие специалисты могут в одиночку создавать полноценные веб-приложения и системы, начиная от пользовательского интерфейса и заканчивая серверной логикой и базами данных.

Выбор и покупка инфраструктуры для работы MVP. Включает в себя: серверы, облачные сервисы, базы данных, лицензионное ПО, решения для управления проектами. Сперва необходимо определиться с тем, где будет развернута инфраструктура. Выбор подходящего варианта зависит от технических требований продукта, бюджета и планов по его масштабированию.

Сравню два наиболее популярных варианта — IaaS (облачные серверы) и VPS (виртуальные частные серверы):

Инфраструктура для развертывания MVP
Инфраструктура для развертывания MVP

Сравнение инфраструктуры для запуска MVP

Сравнение инфраструктуры для запуска MVP

На начальной стадии расходы на инфраструктуру, скорее всего, будут не такими значительными. Чтобы узнать их точную стоимость, рекомендую использовать калькуляторы облачных провайдеров, с которыми вы рассматриваете работу, например: Yandex.Cloud, Google Cloud, AWS или VK Cloud. За VPS и ценами на них лучше обратиться к таким решениям, как DigitalOcean, Linode или Amazon Lightsail.

Маркетинг и обратная связь от аудитории. Для успешного старта важно привлекать первых пользователей и получать от них фидбек по продукту. Поэтому в смету необходимо включить расходы на рекламные кампании, PR, продвижение в социальных медиа — к примеру, через инфлюенсеров, участие в выставках и другие релевантные каналы для B2C или B2B направлений.

Если позволяет ресурс, можно создать службу поддержки, которая будет напрямую общаться с клиентами. Также читайте отзывы в открытых источниках: в App Store, Google Play. Кроме того, помогут лендинги с трекингом посещаемости и аналитикой, опросы, анкетирования или данные из соцсетей. Например, маркетолог может отслеживать обсуждения продукта в соцмедиа, участвовать в разговорах с пользователями и тем самым собирать обратную связь от них.

Юридические расходы. Включают затраты на регистрацию компании, патенты, юридические консультации и другие административные вопросы. Это все обеспечивает легальность деятельности и защищает интеллектуальную собственность. Например, финтех стартап может нуждаться в лицензировании и соблюдении регуляторных требований, что влечет за собой юридические консультации и обязательную регистрацию бизнеса по всем требованиям отрасли.

Как оптимизировать бюджет на MVP

Чтобы не тратить ресурсы на ненужные пользователям опции, советую провести метод раннего тестирования Painted Door Test. Он заключается в создании какой-либо имитационной функции продукта перед ее реальным встраиванием. В отличие от классических A/B-тестов, Painted Door можно сделать быстро и незатратно.

Для этого разработчики добавляют кнопку на сайт или в приложение: когда пользователи кликают на нее, они видят сообщение о том, что функция пока недоступна, но их интерес фиксируется. При этом важно работать с аудиторией, чтобы не обмануть их ожидания. Например, дайте им знать в формате дисклеймера после нажатия тестируемой кнопки, что они помогают сделать продукт лучше, а вы работаете над тем, чтобы функция была доступна.

Еще один способ сократить расходы — как можно раньше наладить доставку кода. Это упорядоченный процесс для эффективного и надежного перемещения кода из разработки в реальную среду.

Как это работает:

  • скорость релизов: команда может еженедельно выпускать обновления, добавляя новые функции или исправляя ошибки;
  • раннее выявление проблем: каждое изменение автоматически тестируется, что позволяет быстро обнаруживать и исправлять недочет;
  • оптимизация ресурсов: использование CI/CD сервиса, такого как Jenkins или GitLab, автоматизирует сборку, тестирование и деплоймент, экономя время разработчиков;
  • улучшение качества: постоянное тестирование и мониторинг обеспечивают стабильность и высокое качество продукта;
  • гибкость и адаптивность: обратная связь от первых пользователей быстро анализируется и используется для корректировки плана разработки.

Налаженный процесс доставки кода позволяет не только получать фидбек от широкого круга лиц и улучшать коммуникацию в команде, но и выявлять проблемы на ранней стадии, тем самым экономя бюджет за счет уменьшения затрат на исправление ошибок и доработки.

Также оптимизировать расходы поможет делегирование необходимых, но менее важных задач фрилансерам и part-time сотрудникам: дизайн и верстка email-рассылок, посадочных страниц, управление контентом и так далее. Подход не только позволит освободить ваши руки, но и уменьшит время запуска проекта, а время — деньги.

Какие ошибки чаще всего допускают фаундеры и как их избежать

Первое упущение — недостаточные инвестиции в исследование рынка. Это может привести к созданию нерелевантного продукта, потере ресурсов и дополнительным затратам на исправления. Чтобы избежать таких последствий, уделите больше времени анализу рынка и потребностям целевой аудитории на ранних этапах разработки MVP.

Помимо этого, часто встречается непринятие закона Брукса: если проект не укладывается в сроки, то добавление рабочей силы задержит его еще больше. Закон подробно описан в книге Фредерика Брукса — «Мифический человеко-месяц, или как создаются программные системы».

Принцип работает и в MVP: из-за неправильного планирования ресурсов начинаются попытки ускорить запуск через расширение команды. Например, изначально в стартапе было три разработчика, но через несколько месяцев становится очевидно, что проект отстает от графика. Фаундер решает нанять еще трех разработчиков. Новые сотрудники тратят время на изучение кода и других процессов, а опытные специалисты отвлекаются на их обучение. В итоге вместо ускорения общий прогресс замедляется, а релиз откладывается из-за увеличения временных затрат.

Так, для успешного запуска MVP важно сосредоточиться на исследовании рынка и приоритизации процессов, избегая соблазна расширять команду или увеличивать функционал. Эффективное использование ресурсов, регулярные ревью и контроль статусов помогают минимизировать риски и ускорить выпуск продукта без лишних сложностей и затрат. При этом важно слушать команду и пользователей, оставаясь гибкими, поскольку на начальном этапе возможны изменения, и это нормально.

Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Илья Хрусталев
Илья Хрусталев

Поделитесь своими историями создания MVP, и какие основные расходы включаете в смету?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации