Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Черная метка. Как понять, какие площадки приводят ботов и фродовые обращения


Когда бизнес запускает рекламную кампанию и фокусируется на кликах по объявлению, баннеру, ссылке под видео, он хочет привлечь клиентов, которые купят товар или услугу. Но иногда показатели переходов растут за счет фрода — по сути, накрутки. И вроде бы поставленные цели по переходам и даже обращениям достигнуты, но по факту реальных покупок или сделок не произошло.

Что такое фрод и откуда он приходит

В digital-рекламе под фродом подразумевают накрутку кликов, звонков или заявок: в зависимости от того, что именно было целью рекламной кампании. Преимущественно фрод обеспечивают боты, но кроме этого он может быть связан с мотивированным трафиком. Это трафик с бирж, где пользователи за деньги совершают целевое действие. Например, устанавливают приложение на несколько дней и регистрируются в нем.

Кроме этого фрод может быть вызван перехватом атрибуции и ложными или поддельными установками мобильных приложений при помощи скриптов для автоматической генерации установок, эмуляторов. Фрод может быть в виде звонков и походов в офис продаж — некоторые агентства даже нанимают для этого актеров.

 Фрод может создаваться за счет человеческого и бот-трафика
 Фрод может создаваться за счет человеческого и бот-трафика

Фрод может создаваться за счет человеческого и бот-трафика. Боты умеют генерировать «пустые клики» и увеличивать количество просмотров

Фрод может создаваться за счет человеческого и бот-трафика. Боты умеют генерировать «пустые клики» и увеличивать количество просмотров

Обычно фрод приходит с рекламных площадок, у которых выставлена модель оплаты за обращение. Доход подрядчика напрямую зависит от того, сколько обращений с нее приходит рекламодателю, поэтому начинается гонка за количеством — но не качеством.

В первую очередь фрод приходит с лидогенерации. Также с фродом можно столкнуться при работе с базами недвижимости или с любыми другими тематическими площадками, где рекламодатель размещает объявления. Есть высокий риск встретить фрод в медийной рекламе — в том случае, если для нее был установлен KPI по лидам и площадка к концу отчетного срока не достигает этого KPI. Контекстная реклама и соцсети реже приводят фрод.

Чаще накрутку кликов или звонков обеспечивают мелкие рекламные сети, которые целятся в количество, а не в качество. Они еще не заработали себе репутацию и не беспокоятся за нее. Крупные более ответственно подходят к достижению целей рекламодателя и менее склонны прибегать к недобросовестным схемам.

Кроме того, фрод может привести не только рекламная площадка или сеть, но и рекламное агентство. Если оно работает по схеме оплаты за лиды, то может привести к клиенту–рекламодателю тех, кто на первом этапе проявит интерес, перейдет на сайт, позвонит, но позднее отменит оплату. Формально выходит, что агентство свою задачу выполнило — лиды есть. А то, что конверсия в покупку низкая или ее нет совсем, уже не в его зоне ответственности.

Для бизнеса столкновение с фродом — это неоправданные траты маркетингового бюджета: компания платит за привлечение клиента, но не получает сделок. Фактическая стоимость привлечения лида растет. Фрод — это потеря времени сотрудников, которые обрабатывают мошеннические обращения или звонки. И, вдобавок, если подрядчик приводит фрод, отделы маркетинга и продаж не могут выполнить план.

Как отделить фрод от других обращений

О том, что рекламодателю приводят фрод, могут говорить несколько признаков:

  1. Целевые звонки не конвертируются в сделки. Коммуникация с потенциальным клиентом оканчивается ничем.
  2. Не удается связаться с клиентом по целевому обращению. Менеджер получил заявку от, казалось бы, заинтересованного клиента. Но несколько попыток дозвониться до него проходят впустую: обычно из-за того, что абонент недоступен.
  3. На разных этапах воронки продаж происходят частые отказы от сделки.
  4. Из одного источника наблюдается аномальный всплеск переходов на сайт или звонков. Например, стабильно есть 2–3 звонка в день, и вдруг за сутки их стало 50. В случае фродовых звонков такая тенденция обычно наблюдается в конце месяца, когда исполнитель подводит итоги отчетного периода, видит, что KPI по звонкам не достигнут, и пытается его достичь всеми силами.
35% трафика — боты, а 17% звонков — проплаченная накрутка или задвоенные лиды
35% трафика — боты, а 17% звонков — проплаченная накрутка или задвоенные лиды

Менеджеры обрабатывают ложные заявки, тратят на это время и силы, а застройщик попросту теряет рекламный бюджет

Менеджеры обрабатывают ложные заявки, тратят на это время и силы, а застройщик попросту теряет рекламный бюджет

Все перечисленные признаки фрода важно оценивать в комплексе и анализировать. Они могут указывать не только на накрутку, но и на проблемы с рекламной кампанией: например, объявление привлекло нецелевую аудиторию, поэтому обращение есть, но дальше по воронке лид не двигается — потому что ему не подходит продукт.

Отслеживать фрод можно вручную: прослушивать записи звонков и анализировать поведение клиента, его речь. Можно задавать клиенту вопросы по специальным скриптам, чтобы понять — реальный он или фейковый. Также менеджеры могут искать в соцсетях профили клиентов, которые кликнули по объявлению, подали целевую заявку, и проверять, стоит ли за аккаунтом живой человек.

Дополнительно можно изучать репутацию рекламных площадок, с которыми работает компания: занесены ли они в черные списки площадок, распространяющих фрод.

Минус таких ручных проверок не только в том, что менеджеры и руководители тратят очень много времени — и в результате отодвигаются другие задачи, как работа с «теплым» лидом. При ручной проверке, которая требует тщательного анализа данных, есть высокий риск ошибок из-за человеческого фактора. Тем более что большинство методов проверок подразумевают субъективную оценку.

Иногда даже целевой лид может вести себя странно, и менеджеры по ошибке помечают его как фрод. Итог — потерянный потенциальный клиент, что для бизнеса в сфере недвижимости конвертируется в большие деньги. А учитывая то, что сегодня многие недобросовестные участники рынка усовершенствовали свои механизмы, зачастую отличить накрутку от реального клиента крайне тяжело.

Как определить, откуда пришел фрод и боты

Для сферы недвижимости характерно большое количество рекламных площадок, с которых бизнес получает лиды. И чем их больше, тем сложнее становится проверка каждой из них в ручном режиме. Для глубокой и качественной оценки кликов и обращений необходимы инструменты сквозной аналитики. Они показывают весь путь клиента от первого просмотра объявления до сделки.

Для борьбы с фродом в первую очередь нужно анализировать CTR — кликабельность объявлений. Если показатель аномально высокий в сравнении с другими рекламными площадками или с данными за предыдущие периоды у этой же площадки, есть высокая вероятность, что причина во фроде.

Еще одно преимущество сквозной аналитики — возможность отследить путь лидов до сделки, понять, как они идут по воронке и на каких этапах теряются. Частые «отвалы» на одном и том же этапе могут также сигнализировать о фроде.

Девелоперу, который выбирает инструменты сквозной аналитики, важно брать во внимание несколько моментов. Первый — это наличие воронки по проектам. По каждой воронке можно получить детальную информацию о сделках. Второй — это наличие сквозных отчетов по каждому каналу по воронке с ROMI.

Если компания сталкивается с признаками фрода очень редко, она может начать с инструментов сквозной аналитики. Это позволит повысить эффективность маркетинга и избавиться от потенциально невыгодных каналов.

Автоматизированные системы для отслеживания фрода и ботов

Еще более высокий уровень борьбы с фродом — это автоматизированные антифрод-системы, которые помогают вычислять подозрительный трафик. Алгоритмы платформы оценивают движение лида по воронке и квалифицируют его. Если он не проходит эту верификацию, система помечает его как потенциальный фрод. Таким образом можно быстро распознать накрутку из любого канала и оперативно среагировать на аномальное поведение.

Например, в Smartis каждое обращение анализируется по нескольким критериям. Среди них, например, есть поиск номера телефона лида в глобальной базе по меткам «спам» и «фрод»; оценка истории посещения сайта — изучал ли клиент какие-то разделы или просто перешел с объявления, оставил заявку и вышел; поиск неуспешных звонков от менеджера; оценка количества звонков по IP-адресу лида.

При оценке каждого критерия система получает положительный или отрицательный ответ, и в итоге формирует заключение — процент вероятности того, что конкретное обращение — это фрод. Дальше менеджеры самостоятельно принимают решение, учитывая аргументы в пользу возможного фрода.

Антифрод-система отслеживает атипичные действия в поведении пользователей
Антифрод-система отслеживает атипичные действия в поведении пользователей

Антифрод-система отслеживает атипичные действия в поведении пользователей, сравнивает их IP, ID с теми, которые уже есть в CRM

Антифрод-система отслеживает атипичные действия в поведении пользователей, сравнивает их IP, ID с теми, которые уже есть в CRM

Также в антифрод-системе можно увидеть и вероятность накрутки с конкретного рекламного канала. В отчете отражается доля фрода из общего объема целевых обращений в каждом канале продвижения. Здесь стоит отметить, что высокая доля фрода — еще не рекомендация по избавлению от канала: дальше менеджеру нужно анализировать данные по сделкам, бронированиям и другим действиям лидов с площадки как минимум за последние 2 месяца — с учетом того, что в недвижимости длинные циклы продаж.

Видеть движение лида по воронке и определять его качество
Видеть движение лида по воронке и определять его качество

Можно видеть движение лида по воронке и определять его качество, быстро распознавая накрутку из любого канала

Можно видеть движение лида по воронке и определять его качество, быстро распознавая накрутку из любого канала

Если бизнес ежемесячно выделяет на маркетинг больше 500 тыс. рублей, ему необходима антифрод-система. А также если бизнес давно сталкивается с низкими конверсиями: большой процент неудач в дозвонах по целевым обращениями, плохая окупаемость рекламы — лиды приходят, а сделки происходят очень редко.

Резюме

Фродовый трафик — большая проблема для любого бизнеса, и особенно для сферы недвижимости, где очень высокая стоимость привлечения клиента и большие расходы на продвижение. Заподозрить фрод можно по нескольким критериям, однако они могут указывать и на проблемы с маркетинговой стратегией. Бизнесу важно автоматизировать свою защиту от фрода, чтобы снизить неоправданные расходы и эффективно построить продажи.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Мария Воронцова
Мария Воронцова

Как часто вы сталкиваетесь с ботами и как с ними боретесь? Пишите в комментариях


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации