Искусственный интеллект уже стал частью мобильных устройств, которыми мы пользуемся ежедневно. От умных камер до персональных ассистентов — технологии ИИ все глубже интегрируются в привычные нам приложения. Как это меняет пользовательский опыт и бизнес-процессы? Рассказываем о ключевых трендах развития искусственного интеллекта в мобильных приложениях и оценим перспективы его дальнейшей интеграции в повседневную жизнь.
Задачи ИИ в приложениях
Прежде всего важно понимать, что искусственный интеллект — это целый комплекс технологий, включающий машинное обучение, нейронные сети, обработку естественного языка (natural language processing), компьютерное зрение и многие другие. Все эти инструменты помогают решать как повседневные, так и экспертные задачи в специфических областях.
Основные задачи, с которыми помогают технологии ИИ в мобильных приложениях, можно разделить на несколько категорий:
Классификация данных. Она находит применение в различных сферах: от категоризации товаров на маркетплейсах до анализа медицинских снимков. В медицине нейросети уже около десяти лет помогают выявлять злокачественные образования на снимках МРТ или определять переломы на рентгеновских снимках.
Регрессионный анализ. Он позволяет делать прогнозы на основе числовых данных. Эта технология применяется для предсказания погоды или цен на недвижимость.
Распознавание образов. Этот инструмент используется в фотоприложениях для идентификации людей и объектов на снимках.
Обработка естественного языка. Применяется в системах распознавания рукописного текста и понимания контекста, от подсказок слов при наборе текста с помощью клавиатуры до сложных систем вроде генеративных нейросетей.
ИИ в повседневных приложениях
Технологии искусственного интеллекта все глубже проникают в повседневные приложения. Одним из первых примеров массового применения ИИ в мобильных приложениях стала Prisma, появившаяся в 2016 году. Программа использует алгоритмы машинного обучения для преобразования фотографий в стиле известных художников, таких как Ван Гог.
Сегодня технологии ИИ активно используется в голосовых ассистентах (Siri, Маруся, Google Assistant и другие), которые должны не только распознать голос пользователя, но и понять смысл запроса, чтобы инициировать соответствующие действия. В современных смартфонах искусственный интеллект также применяется в камерах для распознавания образов,оптимизации настроек при портретной съемке и алгоритмы улучшения качества фотографий и видео,включая технологию вычислительной фотографии (computational photography).
Операционные системы, вроде iOS и Android, на мобильных устройствах становятся все умнее и учатся предугадывать потребности пользователей. Так, современные ОС умеют анализировать, какие приложения человек чаще использует в разное время дня или в разных местах, и автоматически предлагает их на главном экране. При этом набор рекомендуемых приложений может различаться для дома и работы, подстраиваясь под конкретные сценарии использования. Еще один пример — генерация видео из фотографий во время определенного события или после отпуска.
Безопасность пользовательских данных
Искусственный интеллект находит применение и в обеспечении безопасности данных на устройствах. На системном уровне он помогает выявлять потенциальные угрозы — например, программы-шифровальщики и другие вредоносные процессы.
После взрывного роста социальных сетей и сервисов для просмотра и обмена фото и видео, особую роль технологии искусственного интеллекта играют в модерации контента. В последние годы развитие технологий ИИ позволило расширить область их применения, поэтому теперь это касается не только видеохостингов и социальных сетей, но и маркетплейсов, где необходимо модерировать пользовательский контент, включая отзывы и описания товаров. Инструмент модерации, сердцем которой может быть нейросеть, автоматически выявляют и блокируют нежелательный контент, предотвращая мошеннические действия и публикации, которые противоречат политикам платформ.
Работа ИИ оффлайн
Одним из важных трендов является перенос использования технологий ИИ и связанных с ними вычислений на локальные устройства. Если раньше обработка данных преимущественно происходила на серверах из-за высокой энергоемкости вычислений, то теперь ситуация меняется. Производители процессоров адаптируют свои чипы для эффективной работы с нейросетями, создавая специальные процессорные ядра.
Благодаря прогрессу последних 5-7 лет некоторые задачи, например, работа с фотографиями, уже не требуют подключения к серверу. Мобильные устройства способны самостоятельно распознавать образы и категоризировать их. Это стало возможным благодаря двум параллельным процессам: росту вычислительной мощности устройств и оптимизации самих алгоритмов.
Однако полный переход на локальную обработку ограничен объемом данных, которые могут храниться на устройстве, а также степенью сложности применяемых алгоритмов. Тем не менее, для большинства повседневных задач — подсказок при наборе текста, поиска данных на устройстве, распознавания образов на фото и редактирования фотографий — локальной обработки вполне достаточно.
Реклама и ИИ
Искусственный интеллект существенно трансформирует рекламную индустрию. Благодаря глубокой интеграции с устройствами и приложениями, компании получают возможность собирать и анализировать данные о пользовательском поведении. Это помогает делать рекламу более точной и релевантной.
Постепенно становится понятно, что будущее — за приложениями, которые смогут предугадывать потребности пользователей и автоматизировать рутинные задачи. При этом важно помнить, что развитие технологий ИИ тесно связано с бизнес-моделями компаний.
Результаты применения ИИ в рекламе можно проиллюстрировать на примере производственного или энергетического сектора. Если традиционные методы оптимизации позволяют достичь эффективности около 80%, то внедрение систем искусственного интеллекта может повысить этот показатель еще на 1-3%. Для крупных компаний это означает дополнительные десятки миллионов долларов прибыли.
Аналогичным образом ИИ повышает эффективность рекламных кампаний и за счет повышения качества обработанных данных , улучшает таргетинг и помогает увеличивать конверсию в покупки. Для больших компаний, даже небольшое улучшение на 1-2% в условиях больших объемах может принести финансовый результат в сотни миллионов рублей. При этом технологии продолжают развиваться, открывая новые возможности для оптимизации и персонализации рекламных кампаний.
Как ИИ помогает бизнесу
Искусственный интеллект способен существенно повысить эффективность и продуктивность различных направлений работы. Внедрение таких технологий может принести весомые выгоды бизнесу — от оптимизации операционной деятельности до персонализации взаимодействия с клиентами.
Интеграция искусственного интеллекта в обслуживание клиентов уже сегодня обеспечивает эффективное общение в автоматическом режиме. Чат-боты научились легко справляться с часто задаваемыми вопросами и предоставлять персонализированные рекомендации. К примеру, Федеральная пассажирская компания с помощью новых технологий значительно улучшила свою службу поддержки, обрабатывающую свыше 10 тысяч запросов ежемесячно. Внедрение ИИ сократило время маршрутизации и первичной обработки обращений с 5 дней до 2 минут.
Предиктивные системы, в свою очередь, стали привычными инструментами в e-com и офлайн-рознице. ИИ, обученный на предыдущей активности покупателей, предлагает персонализированные подборки товаров, напоминает о заканчивающихся дома средствах гигиены и прочими услугами подводит клиентов к повторной или расширенной покупке. Например, сеть магазинов «ФрэшМаркет» внедрила систему анализа покупательских данных, предсказывающую будущие предпочтения клиентов. Это позволило увеличить объем продаж на 15% за первые три месяца и повысить вовлеченность покупателей, предоставляя им более релевантные предложения. Это позволило увеличить объем продаж на 15% за первые три месяца и повысить вовлеченность покупателей, предоставляя им более релевантные предложения.
Таким образом, сегодня бизнесу необходимо тщательно изучать рынок решений, оценивать свои потребности и формировать необходимые компетенции внутри организации. Грамотное применение ИИ позволит повысить конкурентоспособность и эффективность бизнеса.
Был ли у вас опыт использования нейросетей в мобильных приложениях или опыт их внедрения при разработке? Расскажите, пожалуйста, в комментариях