Если установить вывеску не по правилам, антимонопольная служба или местная администрация могут обязать нарушителя демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.
Разобрались, чем информационная конструкция отличается от рекламной, какие вывески нужно согласовывать и как.
Что такое вывеска
Вывеска — это информационная конструкция на внешней поверхности здания. На ней написано, какая компания или ИП здесь находится. Если по одному адресу расположены несколько компаний, вывески помогают клиентам найти нужную.
В статье мы называем вывеской только информационную конструкцию. Наружную рекламу в любом виде мы называем рекламой.
Чем вывеска на фасаде отличается от рекламы
Вывеска и реклама отличаются по многим параметрам, и их нужно по-разному согласовывать.
Проще всего отличить вывеску от рекламы по таким признакам:
- назначению;
- содержанию;
- месту и формату размещения.
Назначение. Если цель вывески — не проинформировать и сориентировать клиента, а привлечь его внимание и порекомендовать конкретный товар, работу или услугу, она считается наружной рекламой и подпадает под действие закона «О рекламе».
Чек-лист «Как избежать штрафа за рекламу»
Собрали в чек-лист список запрещенного в рекламе с примерами реальных судебных дел. Пользоваться чек-листом просто: продвигайтесь по пунктам и проверяйте, нарушает ли ваш текст закон о рекламе или нет.
Содержание. Реклама может содержать описание конкретного товара, работы или услуги, их преимуществ и условий продажи. А на вывеске можно указать только информацию о компании или ИП, подробнее расскажем дальше.
Место и формат размещения. Расположение рекламы не связано с тем, где находится бизнес. Рекламные конструкции можно устанавливать в нескольких местах, а вот вывеску можно разместить только у входа в помещение, где расположена организация или ИП.
Рекламу можно размещать на разных носителях, которые запрещены для вывесок, например щитах, перетяжках, проекциях. При этом вывеска для бизнеса обязательна, а рекламу делают по желанию.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Какие есть требования к вывескам
Часто вывески не только можно, но и нужно размещать. Это требование закона о защите прав потребителей к розничным продавцам, тем, кто продает товары, оказывает услуги гражданам или выполняет для них работы.
Мы собрали в таблицу сведения, которые нужно указывать на фасадной вывеске в соответствии с законом о защите прав потребителей:
Кроме обязательных сведений на вывеске допустимо размещать такую информацию:
Вывеска на фасаде может быть такой:
- объемные буквы на каркасе на подложке или без;
- буквы из листового пластика;
- световой короб с внутренней подсветкой;
- полноцветное изображение на пластике;
- консольная конструкция — толедо;
- аппликация или объемные буквы на остеклении;
- электронное табло, в том числе с бегущей строкой.
Общие требования к вывескам:
- располагаются около входа в помещение, где находится бизнес;
- не выше линии перекрытий между первым и вторым этажами;
- указывают, чем занимается компания или ИП;
- горизонтальный текст;
- если есть подсветка, она должна быть немерцающей и приглушенной.
Конкретные требования к вывескам и правила их согласования устанавливает муниципалитет: руководство города, поселка и так далее. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — правила едины для всех территорий в составе города.
В некоторых городах администрации помогают бизнесу разобраться в требованиях с помощью методических рекомендаций.
Например, московский комитет по архитектуре сделал методички с иллюстрациями, как размещать вывески на типовых зданиях.
В Екатеринбурге тоже сделали методическое руководство — наглядное и информативное. Из него становится понятно, где и как размещать вывески.
Конкретные требования и примеры помогают компаниям и ИП сделать правильный проект вывески, а администрациям — приводить информационные конструкции к единому стилю.
Какие вывески нужно согласовывать
Начнем с обратного: какие вывески точно не нужно согласовывать.
Не нужно согласовывать. Информационные вывески для выполнения требований закона о защите прав потребителей согласовывать не нужно. Прежде всего это относится к прямоугольным табличкам при входе в помещения, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП. Размещение таких конструкций суды считают распространенной практикой и обычаем делового оборота.
Дальше разберемся, какие вывески нужно согласовывать — там все не так однозначно.
Нужно согласовывать. Всю рекламу. А вот надо ли согласовывать информационную вывеску, зависит от нормативных документов и от самой конструкции: ее содержания, размера и места размещения.
Правила согласования вывесок публикуют на сайтах местных администраций. Там же указаны контакты контролирующих ведомств, у которых можно получить информацию для каждой конкретной ситуации.
Например, в Москве информационную вывеску можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию внешнего облика улиц, а здание не включено в перечень памятников архитектуры. Но если здание в списке, то нужно согласовывать даже миниатюрную вывеску.
В Санкт-Петербурге информационные вывески нужно согласовывать всегда, кроме вышеупомянутых табличек.
Часто у бизнеса возникают сомнения, нужно ли согласовывать вывеску. Они появляются потому, что грань между вывеской и рекламой тонкая и нельзя точно сказать, сочтет администрация города или антимонопольная служба вывеску рекламой или нет.
Судебная практика по таким спорам разная, поэтому лучше не рисковать и заранее получить от администрации информационное письмо о том, что вывеска соответствует требованиям закона. Для этого нужно отправить эскиз конструкции и адрес ее размещения в местный контролирующий орган.
Как согласовать вывеску
Для согласования вывески на фасаде здания подают заявление в местную администрацию. Бланки заявлений, образцы оформления эскизов и другие документы можно поискать на сайте районной или региональной администрации или запросить у них по электронной почте.
На случай, если установленной формы заявления нет, мы подготовили произвольную, которой вы можете воспользоваться.
Обычно в заявлении нужно указывать:
- тип и размеры конструкции вывески;
- количество сторон;
- площадь информационного поля;
- освещенность;
- содержание — текст, номер торгового знака;
- основание владения помещением.
К заявлению обычно прикладывают:
- копию паспорта руководителя ООО или ИП;
- распечатку листа записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- когда заявление подает не руководитель общества, понадобится документ, подтверждающий право действовать от имени компании, если заявитель ООО;
- проект вывески: эскиз, смонтированный в графическом редакторе прототип, схему с прилегающей территорией земельного участка и разверткой фасада здания;
- документы, подтверждающие согласие собственника помещения на размещение вывески, или протокол голосования жителей, если вывеска будет на фасаде многоквартирного дома.
В некоторых регионах документы можно подать в электронной форме через сайт госуслуг, в других нужно приносить лично или направлять по почте.
К историческим и культурным объектам предъявляют особые требования. В Москве размещать вывески на кинотеатрах, цирках и зданиях с архитектурно-художественными элементами — например, лепниной или колоннами, — можно только с разрешения Москомархитектуры.
Обычно согласование вывески на фасаде здания занимает от двух до четырех недель.
Что будет, если неправильно установить вывеску
Размещение вывесок контролирует антимонопольная служба и местная администрация. Если они решат, что вывеска установлена с нарушениями или вообще признают ее несогласованной рекламой, то последуют санкции.
Вот что за это грозит:
- демонтаж вывески;
- штраф;
- досрочное расторжение договора аренды помещения.
Демонтаж. В случае нарушения контролирующие органы направляют бизнесменам предписание демонтировать вывеску в течение определенного времени. Если нарушитель не убирает конструкцию, это делают подрядчики администрации или собственник помещения, а компании или ИП выставляют счет за расходы.
Штраф. Если информационная вывеска установлена с нарушениями, помимо демонтажа, можно получить штраф в соответствии с региональным законодательством.
А вот наказание за незаконную рекламу предусмотрено уже федеральным КоАП:
- для ИП или руководителя ООО — от 3 000 до 5 000 ₽;
- малых предприятий — от 250 000 до 500 000 ₽;
- средних и крупных компаний — от 500 000 до 1 000 000 ₽.
Расторжение договора аренды. Некоторые арендодатели прописывают в договоре аренды требования к вывескам и рекламе. Если арендатор их нарушает, владелец помещения вправе досрочно расторгнуть договор.
Если компания или ИП считают, что вывеску необоснованно признали рекламной или установленной с нарушениями местных правил, предписание и штраф можно обжаловать в суде. В практике есть примеры, когда бизнесу удавалось выигрывать такие дела.
Суд признал незаконным демонтаж светодиодной вывески и обязал Управление архитектуры вернуть ее назад
Что случилось. Управление архитектуры Усть-Лабинского района Краснодарского края вынесло ИП предписание и впоследствии демонтировало светодиодный экран — бегущую строку, который оно признало незаконной рекламной конструкцией. ИП обратилась в суд.
Какие ошибки. Суд определил: материалами дела не доказано, что информация на электронном табло — реклама. Вывеска была на фасаде кафе-магазина, и на ней не было ни одного товара с фирменным названием, а только общая информация с текстом «выпечка, магазин, круглосуточно, чай, кофе, комплексные обеды, товары в дорогу, банкомат».
Решение суда. Суд признал действия Управления архитектуры незаконными и обязал его вернуть конструкцию на место.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 № А32-46224/2019
Главное
- Информационная вывеска ничего не рекламирует. Она показывает, какой бизнес находится в помещении.
- Требования к вывескам и порядок их согласования устанавливает муниципалитет. Их обычно публикуют на сайте администрации. В городах федерального значения правила едины для всех территорий в составе города.
- На вывеске можно размещать только основную информацию о бизнесе: наименование компании или ФИО ИП, вид деятельности, адрес, телефон и режим работы. Нельзя подробно описывать товары, работы или услуги или призывать к действиям.
- Не нужно согласовывать вывески в виде небольших прямоугольных табличек при входе в помещение, на которых указаны название, адрес и график работы компании или ИП.
- Чтобы не получить штраф, надежнее сразу оформить информационное письмо о соответствии вывески требованиям закона. В отличие от рекламы, информационные вывески согласовывают бесплатно, и это занимает меньше времени.
- Если вывеска установлена с нарушениями или признана рекламой, антимонопольная служба или местная администрация могут вынести предписание демонтировать конструкцию и выписать крупный штраф.
Оформляли рекламную вывеску для бизнеса? Столкнулись ли с проблемами при согласовании? Делитесь в комментариях
Световой короб в 2023-м году? Лихо. В Москве нельзя стало уже в 2009-м, ЕМНИП. Дизайн-код, слышали?;)
Андрей, вы удивитесь еще больше)) световой короб до сих пор (2024г) разрешен к установке в Москве
Доброго дня! ИП на НПД (фактически самозанятый) арендовал помещение с входной группой в многоквартирном доме. Текст вывески «бренд» Торты на заказ. Прилавка нет, можно только зайти и сделать заказ.
Считается ли данная вывеска рекламной?
Здравствуйте.
По признакам, которые описаны в статье в соответствии с законом, вывеску могут признать рекламной. Но мы не можем прогнозировать, каким будет решение контролирующих органов.
💀 Комментарий удален, а пользователь получил бан за нарушение правил редакции
Здравствуйте! Статья полезная и краткая.
Вопрос, можно ли в вывеске использовать «фирменное наименование», которое не совпадает с юридическим и не зарегистрировано как товарный знак?
Татьяна, добрый день! Фирменное наименование состоит из наименования юрлица и указания на его организационно-правовую форму (п. 4 ст. 54, п. п. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ). Фирменное наименование охраняется как объект интеллектуальной собственности. Только сама организация имеет исключительное право использовать это наименование в качестве средства индивидуализации на территории РФ (пп. 13 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1474, п. 1 ст. 1475 ГК РФ). Если вы случайно укажете на вывеске фирменное наименование другой фирмы, у вас могут быть проблемы.
Чтобы проверить фирменное наименование на тождественность наименованиям других юрлиц, воспользуйтесь электронным сервисом ФНС «Прозрачный бизнес»: https://pb.nalog.ru/. Укажите в поисковой строке новое наименование, и сервис подберет вам все юрлица с похожими наименованиями. При этом под названием каждого юрлица сразу будет указано, каким бизнесом оно занимается.
Нигде не могу найти ответ на свой вопрос: в праве ли ЖК требовать плату за уже разрешенную комитетом по рекламе и печати информационную вывеску на фасаде дома?
Светлана, добрый день! ЖК не имеет права требовать плату за информационную вывеску, размещенную в соответствии с требованиями закона о защите прав потребителей.
Добрый день. Мне интересно, если я самозанятая в сфере обслуживания, свой кабинет в здании с отдельным входом. Могу ли я на окне повесить неоновую вывеску «Барбер» или просто изображение ножниц с расческой или барбер пол с ножницами? Это ведь не реклама?
Анастасия, добрый день! Полагаем, что такие вывески не являются рекламой, поскольку их цель — сориентировать потребителя о месте оказания конкретной услуги (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» )
Подскажите, если я снимаю внутреннее помещение, которое не имеет примыкающей стены к улице вообще? Где я могу размещать вывеску? У нас несколько арендаторов. Над входом не разрешили, а окна у меня нет.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если под окнами моей квартиры, установили рекламный баннер, это должно было как-то согласовываться со мной или председатель дома мог все и без меня решить?К кому относится этот участок дома?
Валентина, бизнес обязан согласовывать такие вывески с местной администрацией. Правила согласования везде свои, их публикуют на сайтах местных администраций. Там же указаны контакты контролирующих ведомств, у которых можно получить информацию для каждой конкретной ситуации.
Все смешалось в доме Оболонских — вывески это вывески и не имеют отношения к информационным табличкам, размещаемым у входа с информацией о юр.лице и времени работы.
Согласование конструкций информационных, к которым относятся таблички, вывески, короба размещенные в окнах с внутренней стороны — не требуется в Москве, но требуется в области и по России.
Разрешения же выдаются на рекламу — стеллы, крышные конструкции, медиафасады, нестандартные конструкции. Актуально по всей России.
Статья понравилась
, но ее надо добавить информацией, о наказании муниципалитетов, со стороны Федеральных гос. органов, нужен контроль за соблюдением п******о регламентированных вопросов в этой сфере.