РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Уровень удаленной занятости в России рухнул до допандемийных значений


Что случилось. Удаленка оказалась непопулярным форматом занятости у российских работодателей — ее уровень рухнул до допандемийных значений, следует из исследования аналитиков ВШЭ. В его основе — анализ данных за 2020—2023 годы.

Во время пандемии удаленная занятость в России охватила до 30% всех работающих, увеличившись с 1—1,5% в допандемийный период. Но уже в начале 2022 года доля удаленки снизилась до 4,2%, а к концу 2023 года — до 1,4%.

Сейчас полностью удаленно или в гибридном формате работают около 1 млн россиян. Это в несколько раз ниже, чем в других странах: после пандемии доля занятых, работающих дистанционно, сократилась везде, но нигде ее падение не было таким резким.

В отраслевом разрезе по доле удаленных сотрудников лидирует сфера информационных технологий — там трудится онлайн каждый восьмой работник. Также велика доля дистанта в научно-технической сфере, финансах и недвижимости. Удаленка особенно популярна среди работников с высшим образованием — их в такой занятости около 75%.

По мнению соавтора исследования Ростислава Капелюшникова, низкое распространение дистанционной занятости в России может быть связано с традиционной авторитарной управленческой культурой. Многие руководители плохо понимают, как управлять сотрудниками, работающими из дома.

Что это значит для бизнеса. Слабый интерес работодателей к удаленному формату занятости может усиливать дисбаланс спроса и предложения на рынке труда — различные опросы показывают, что дистанционка становится все более популярной среди россиян и ради нее одни даже готовы потерять в зарплате.