О чем речь. АУСН — автоматизированная система налогообложения, на которой налоговая сама считает налог к уплате по ставке 8% с «Доходов» и 20% с «Доходы минус расходы». Компаниям и ИП на этой системе не надо платить страховые взносы за работников, а ИП еще и за себя, и на АУСН почти нет отчетности. На июль 2024 года АУСН действует в четырех регионах страны: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.
Чтобы перейти на АУСН, нужно подходить под ряд условий, главные — годовой доход до 60 млн рублей и не больше пяти сотрудников. Работать на автоматической упрощенке также не могут компании и ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, а это все селлеры на маркетплейсах.
Что случилось. Маркетплейсам разрешат сообщать налоговой об операциях с продавцами для автоматического расчета налога, пишет РБК со ссылкой на поправки правительства к законопроекту об изменениях в НК РФ. Пока закон не приняли, такая опция есть только у уполномоченных банков. Также для селлеров на АУСН планируют отменить запрет на работу по посредническим договорам.
Что это значит для бизнеса. На июль 2024 года продавцы на маркетплейсах не могут применять АУСН, потому что заключают договоры поручения, договоры комиссии или агентские договоры — а это подпадает под ограничения применения системы. Если закон примут, это ограничение будет снято и селлеры смогут перейти на АУСН.
Из поправок следует, что взаимодействие маркетплейсов с налоговиками будет добровольным. Налогоплательщики тоже будут решать сами, хотят ли они уполномочить электронные площадки передавать данные об операциях в налоговые органы.
Отметим, что переходить на АУСН выгодно только компаниям и ИП с работниками — они экономят на страховых взносах с зарплат и на бухгалтере, поскольку отчетности почти нет.
Если задачи снизить налоговую нагрузку на выплаты персоналу не стоит, переходить на АУСН невыгодно из-за более высоких налоговых ставок в сравнении с обычной УСН.