О чем речь. 1 октября 2023 года вступил в силу закон о рекомендательных алгоритмах. Он распространяется на соцсети, маркетплейсы и онлайн-кинотеатры.
Рекомендательные алгоритмы позволяют онлайн-платформе изменять список и порядок данных, выдаваемых по запросу пользователя. Теперь площадки обязаны публиковать правила использования своих алгоритмов.
Что случилось. Компании VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.Видео-Эльдорадо», «Иви» и Start опубликовали правила применения своих рекомендательных алгоритмов. Вот некоторые из них:
- Яндекс учитывает историю поисковых запросов пользователя, клики по ссылкам в результатах, информацию об устройстве, геолокацию, cookie-файлы и язык запросов;
- VK учитывает отметки «Мне нравится», «Поделиться», «Подписаться», «Это не интересно», «Скрыть из ленты» и «Пожаловаться»;
- Ozon учитывает около 300 параметров товара — характеристики, рейтинг и покупательское поведение: оформление заказа, просмотр товара или добавление в корзину;
- Wildberries собирает информацию о провайдере, браузере и операционной системе пользователя, а также учитывает разрешение и глубину цветности экрана на устройстве.
Зарубежные сервисы, использующие рекомендательные алгоритмы и присутствующие на российском рынке, также обязаны соблюдать новые требования.
Что это значит для бизнеса. Роскомнадзор может запросить у владельца сервиса информацию о применении рекомендательных технологий. Если ведомство обнаружит нарушения, их нужно устранить в течение 10 дней. Если нарушения не устранят, сервис могут заблокировать через операторов связи.