Как в игровой форме провести аттестацию сотрудников или подготовить их к внештатным ситуациям
Мария Буянова
Менеджер образовательных продуктов Тинькофф Апгрейд
Алексей Школьников
Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации
Как в игровой форме провести аттестацию сотрудников или подготовить их к внештатным ситуациям
Мария Буянова
Менеджер образовательных продуктов Тинькофф Апгрейд
Алексей Школьников
Руководитель отдела развития технической поддержки Яндекс Маршрутизации
Деловая игра — инструмент для бизнеса, который можно адаптировать под разные задачи. В зависимости от сценария можно развивать компетенции сотрудников, проверять бизнес-гипотезы или готовиться к нестандартным рабочим ситуациям.
Что такое деловая игра
Деловая игра — это вид обучения, при котором участников погружают
Игра может быть метафорической — на основе выдуманных ситуаций — или же имитировать рабочие процессы компании. Ниже пример метафорической деловой игры в подразделении «Тинькофф Апгрейд».
Пример деловой игры с имитацией реальных бизнес-процессов — «Гемба», которую практикуют в Яндекс Маршрутизации. Это японский подход к пониманию ситуации через непосредственное участие.
Какие задачи можно решить при помощи деловой игры
Деловые игры будут полезны как для маленького коллектива, так и для крупной корпорации. Их можно адаптировать под разные ситуации и цели. Чаще всего с помощью игр решают такие задачи:
- улучшить навыки командной работы;
- научить сотрудников принимать решения;
- развить управленческие навыки или аналитическое мышление.
Улучшить навыки командной работы. Здесь есть два варианта: в первом игроки соревнуются друг с другом, чтобы выявить сильнейшего, а во втором — решают задачу совместными усилиями.
Еще пример — можно попросить сотрудников нарисовать один большой рисунок. Игроки начнут выяснять, у кого есть художественные способности, кто займется поиском цветных карандашей, а кто выберет тему будущего шедевра. В итоге они вместе решат нестандартную задачу, а это тоже один из способов прокачать навыки командной работы.
Научить сотрудников принимать решения. Для этого хорошо подходят сценарии игр с выживанием. Например, все участники по легенде находятся на необитаемом острове и должны продержаться до прихода помощи. Неожиданные ситуации заставляют быстро решать: кого выбрать лидером и отправить на охоту, кого охранять как самого ценного в команде, а кого выгнать из группы для экономии провизии.
Игра не будет продолжаться, пока каждый участник не сделает выбор. Так на абстрактных примерах сотрудников учат принимать решения, аргументировать их и нести ответственность.
Развивать управленческие навыки. На время деловой игры рядовой сотрудник может стать руководителем отдела, а менеджер — главой предприятия. Так сотрудники учатся стратегически мыслить, понимать проблемы подчиненных, верно оценивать результаты их работы.
Развивать аналитическое мышление. Цель таких игр — научить сотрудников искать новую информацию, анализировать ее и делать выводы, вместо того чтобы ежедневно действовать по одному шаблону.
Хорошо развивают аналитическое мышление игры в формате квеста. Игроки получают «части пазла» и пытаются соединить их в одну картинку. Например, участникам нужно восстановить логику бизнес-процесса по описанию, в котором намеренно пропущена одна из частей.
Какие виды деловых игр бывают
В зависимости от поставленных целей есть разные виды деловых игр: для обучения персонала, подготовки к внештатным ситуациям, проверки квалификации сотрудников или проработки гипотез.
Игры для обучения персонала. С помощью таких игр можно научить сотрудников новым методикам продаж, разным техникам общения с клиентами или эффективной работе с возражениями и негативом. Еще можно провести онбординг в игровой форме, чтобы новички быстрее изучили бизнес-процессы, а работники со стажем — поделились своим опытом.
Игры для подготовки к внештатным ситуациям. Ведущие предлагают, например, сотрудникам поддержки разобраться с волной недовольных клиентов. Это подготовит команду к моментам пиковой нагрузки и позволит отработать порядок действий. А еще можно проверить, кого сотрудники слушают в случае ЧП, и так выявить неформальных лидеров.
Игры для проверки квалификации сотрудников — то есть проведение аттестации в игровом формате. Не все любят стрессовые тесты или экзамены, и проверка знаний в игровой форме станет хорошей альтернативой. Например, вместо стандартного теста предложить сотрудникам пройти небольшой квест или викторину.
Игры для проверки гипотез. Нововведения проще тестировать в игровой форме, а лишь потом внедрять самые успешные инициативы. В процессе игры можно увидеть реакцию сотрудников, сложности переходного периода. В итоге доработать новые процессы или вовсе отказаться от изменений.
Например, планируется, что служба поддержки начнет продавать дополнительные услуги. Игра покажет, как сотрудники отнесутся к новым обязанностям, насколько они сильны в продажах, увеличится ли время звонка или обработки заявки.
Можно ставить и другие цели перед деловыми играми, комбинировать разные виды сценариев и подстраивать условия для каждой конкретной ситуации.
Как подготовиться к деловой игре
Решение о проведении деловой игры может принимать любой руководитель, например директор компании или менеджер проекта. В самом простом варианте деловая игра может состоять из небольшого соревнования или опроса. Главной затратой будет рабочее время сотрудников. Такую игру может организовать и провести руководитель любого уровня.
Есть и более сложные сценарии, где игра может занимать больше времени, проходить вне офиса, объединять множество сотрудников. Такую игру уже обычно организует HR-отдел или подрядчик — тренинговая компания. При заказе у подрядчика можно выбрать готовое решение или разработать сценарий с нуля под конкретные задачи и цели.
Независимо от способа организации основные этапы игры всегда будут одинаковыми:
- постановка целей и выбор формата;
- разработка сценария;
- подготовка материалов;
- выбор времени проведения;
- подготовка к сбору данных.
Постановка целей и выбор формата. От того, какие цели поставлены, будет зависеть формат игры. Например, когда нужно провести аттестацию сотрудников, игра будет связана с рабочими процессами.
Разработка сценария. В сценарии важно описать ситуацию, правила игры, цели и задачи участников, а также проблемы, которые нужно будет преодолеть.
Подготовка материалов. Это могут быть таблицы с данными, карточки с правилами игры, бейджи. Также для игры можно использовать привычные рабочие приложения — например, CRM обработки клиентских обращений, — но с выдуманными данными.
Выбор времени проведения. Тут все индивидуально. Главное, чтобы время проведения игры не выпадало на пиковые периоды загрузки команды. И желательно, чтобы большинство сотрудников смогло поучаствовать, а не было в отпуске или на больничном.
Сбор данных. Его можно организовать разными способами. Например, во время игры ведущий может оценивать игроков, фиксировать их активность, выделять лидеров, следить за временем выполнения заданий и заносить всю информацию в таблицы.
Для более сложного анализа можно записывать игру на видео. Ведущие по записи смогут найти организационные просчеты и устранить их в будущем, кадровики и психологи получат данные для личностной оценки коллектива, а сами игроки смогут пересмотреть понравившиеся моменты мероприятия.
Еще один эффективный способ сбора данных — анкетирование. Можно спросить, чем понравилась или не понравилась игра, что нового для себя узнал каждый сотрудник, в каких играх и тренингах он хотел бы еще поучаствовать.
Как провести деловую игру
Если проводите игру своими силами, действуйте по такому плану: объясните правила, раздайте роли участникам, проведите игру, обсудите итоги и обработайте результаты.
Объясните правила. Расскажите участникам о целях игры и убедитесь, что все понимают правила и готовы начать игру. Важно мотивировать сотрудников, чтобы они отнеслись к игре как к бизнес-процессу. Это позволит получить результаты, которые будут максимально приближены к реальности.
Разделите участников на группы и объясните роли. Можно намеренно сделать неравноценные команды, разбить существующие дружеские связи или отдать разделение на усмотрение игроков.
Проведите игру. Важно постоянно контролировать процесс, чтобы игра шла в нужном для руководителя направлении. У участников должна быть возможность задавать вопросы и получать обратную связь.
Обсудите итоги игры. Когда все закончится, дайте игрокам высказаться, поделиться впечатлениями. Вместе разберите, что работало хорошо, а что можно улучшить.
Обработайте результаты и предоставьте обратную связь. Раскройте игрокам часть информации, например интересную статистику. Им будет любопытно узнать какие-то данные, мнение сторонних наблюдателей или результаты, если в игре был соревновательный элемент.
Главное: что запомнить о деловых играх
- Деловые игры — это инструмент для обучения и развития навыков у сотрудников.
- Игры помогают тренировать стратегическое мышление, развивать взаимодействие между коллегами и подразделениями, обучать быстрому принятию решений.
- Подготовить и провести деловую игру можно силами компании либо же обратиться к подрядчикам. Все зависит от масштаба компании и целей, которые ставятся перед деловой игрой.
А вы участвовали в бизнес-играх? Делитесь в комментариях: что понравилось, чему научились.
Неоднократно участвовал в различных бизнес-играх и сам проводил.
В бизнес-игре можно научиться только в том случае, если она действительно привязана к настоящим ситуациям в работе персонала. И эта игра не закончится в офисе отдела обучения и развития, а будет продолжена в работе до полной отработки и получения новых необходимых навыков.
В иных случаях, это просто времяпрепровождение без результата за деньги компании.
Бизнес-игры созданные на основе детских (детсадовских) сказок носят развлекательный характер. Персонал всегда это воспринимает как развлечение, улыбается, взгляд мечтательный, отсутствующий, где-то далеко, в детстве.
А вот бизнес-игры привязанные к рабочим ситуациям воспринимаются серьёзно, где персонами игры выступают сотрудники и клиенты. Это позволяет сразу настраивать персонал на рабочую волну. В процессе бизнес-игры, конечно же приветствуется юмор, который помогает активнее вовлекать сотрудников в бизнес-игру и снять излишний официоз. И конечно же в конце нужна не только обратная связь, а и выводы, с которыми уже предстоит работать сотрудникам в их ежедневной работе и нарабатывать новые необходимые навыки.
Это сугубо моё личное мнение.