Что случилось. Прирост продавцов на маркетплейсах замедлился, следует из данных T-Bank eCommerce. Если в 2023 году в первом квартале он составлял 46%, то в 2024 — только 30%. Во втором квартале 2024 года количество селлеров выросло на 22%, в то время как во втором квартале 2023 — на 34%.
Сильнее всего за год выросло число продавцов на Мегамаркете — в 2,5 раза, хотя доля маркетплейса по количеству селлеров остается одной из самых низких. Далее идут Яндекс Маркет и Wildberries — прирост на 31%. На Ozon число продавцов почти не изменилось.
Более 70% продавцов, как и в 2023 году, ведут торговлю на одной площадке. При этом, по данным на второй квартал 2024 года, половина продавцов с квартальным оборотом более 2 млн рублей торгуют на двух площадках и более.
Динамика показывает, что к концу первого года работы примерно каждый пятый продавец подключает вторую и следующие площадки для торговли. Это напрямую влияет на рост доходов продавца: подключение каждой новой платформы увеличивает медианный средний доход в два-три раза, следует из данных T-Bank eCommerce.
У селлеров, торгующих на одной площадке, месячный медианный доход составляет 53 000 ₽, у продающих на двух маркетплейсах — 137 000 ₽. Самый высокий месячный медианный доход у продавцов, торгующих сразу на шести платформах, — 3 600 000 ₽.
Что это значит для бизнеса. Директор T-Bank eCommerce Илья Кретов связывает замедление роста числа продавцов на маркетплейсах с несколькими факторами:
- Число продавцов уже настолько большое, что прирастать в несколько раз площадки не могут.
- Жесткая конкуренция вытесняет наиболее слабых и неподготовленных.
- Маркетплейсы ужесточают правила выхода и работы на них.
Это вынуждает продавцов искать альтернативные платформы среди нишевых маркетплейсов и интернет-магазинов либо вовсе закрывать бизнес.
Тем не менее каждая новая площадка открывает для селлера дополнительный источник аудитории, замечает Илья Кретов. У Ozon и Wildberries покупатели пересекаются только на 55%, поэтому необходимо разделять ассортимент по разным платформам. И речь не только о втором и третьем маркетплейсе, но и о собственных каналах и сайте. Такой подход будет гарантировать бизнесу стабильность в случае изменений на одной из площадок.
Фото: Yulia Mazhan/Shutterstock/Fotodom