О чем речь. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры обязательны для водителей на коммерческих перевозках. Проверку здоровья должен проводить штатный врач или привлеченный по договору с медицинским центром. Отметку о допуске водителя на линию вносят в путевой лист — без этого документа водителю нельзя перевозить пассажиров и грузы.
Что случилось. В конце декабря 2022 года депутаты Госдумы приняли поправки в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». По ним компании и ИП с 1 сентября 2023 года могут использовать для медосмотров водителей устройства телемедицины — специальные терминалы с датчиками. Такие аппараты будут отслеживать:
- давление;
- температуру;
- пульс;
- содержание алкоголя в выдохе;
- адекватность поведения.
В России зарегистрировано 15 аппаратных комплексов для контроля здоровья на расстоянии. Организовывать и удаленно оценивать состояние здоровья будут медицинские центры, которые получат лицензию на это, — с ними компании и ИП будут заключать договоры на дистанционные медосмотры.
Специалисты лицензированных медцентров будут дистанционно контролировать, какой именно водитель проходит медосмотр и нет ли подтасовки данных. На стороне работодателя понадобится терминал с алкотестером, тонометром, термометром и веб-камерой. По результатам проверки врач удаленно делает заключение о готовности водителя к рейсу.
У новой формы проверки здоровья есть ограничения. Так, очные пред- и послерейсовые медосмотры по-прежнему будут проходить водители, которые:
- работают на междугородних пассажирских перевозках дальше 300 километров;
- перевозят детей;
- перевозят опасные грузы.
Также водители, которые будут проходить только дистанционные медосмотры, должны будут два раза в год сдавать очные тесты на наркотики и психотропные вещества.
Что это значит для бизнеса. Принятые поправки могут помочь компаниям и ИП снизить расходы на врачей, которых ранее нужно было нанимать в штат или регулярно привлекать по договору.