О чем речь. О чем речь. Предприниматели и компании не могут свободно использовать музыку в своих целях — это нарушает авторские права исполнителей. Исключение — композиции с открытой лицензией и песни, ставшие общественным достоянием.
За соблюдением прав исполнителей следит Российское авторское общество. Его инспекторы могут нагрянуть в магазин или кафе, зафиксировать нарушение и потребовать выплатить компенсацию за незаконное использование каждого трека. Если бизнес это проигнорирует, РАО обратится в суд.
Чтобы избежать проблем, компаниям и ИП стоит либо заключить договор и самим делать отчисления в РАО, Всемирную организацию интеллектуальной собственности или правообладателям напрямую, либо сотрудничать с музыкальными сервисами, предлагающими лицензионную музыку для коммерческих целей.
Что случилось. В России число дел о нелегальном использовании музыки в коммерческих помещениях за 9 месяцев выросло на 25—30% год к предыдущему году. Такие данные привел музыкальный сервис для бизнеса Cubic Media.
Истец в таких делах — РАО. Речь о компенсации за неоплату фоновой музыки в кофейнях, магазинах, ресторанах.
По данным Cubic Media, в месяц до судов доходит более 50 таких дел,, а средняя сумма взыскания по ним — около 150 тысяч рублей. Столько московская кофейня площадью до 50 квадратных метров заплатила бы за 60 месяцев правомерного использования музыки.
На деле число претензий к бизнесу больше, но в основном конфликты урегулируют до суда, отмечают аналитики.
Причиной роста судебных споров из-за использования музыки в коммерческих помещениях мог стать уход зарубежных правообладателей с рынка, считает основатель сообщества «Юристы музыкальной индустрии» Илья Чамух. По его мнению, бизнес решил, что теперь за треки можно не платить без последствий.
Что это значит для бизнеса. Предпринимателям и компаниям стоит внимательно следить за музыкой, которую они ставят в заведениях. За незаконное использование треков в коммерческих целях правообладатель через суд может взыскать с бизнеса компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.