Что случилось. По данным сервиса Platforma, во втором квартале 2023 года количество активных покупателей, приобретающих товары не первой необходимости, уменьшилось более чем на 10% год к году. Сервис проанализировал данные 26 миллионов клиентов.
Эксперты компании полагают, что покупатели, тратившие деньги в категориях не первой необходимости, могли уехать из страны или пересмотреть параметры своих расходов.
Наиболее сильно количество покупателей снизилось в категориях зоотоваров — на 17%, железнодорожных билетов — на 16%, бытовой техники и электроники — на 13%, косметики — на 12%.
Совокупные расходы потребителей на эти товары тоже снизились: например, на косметику — на 15%, а на зоотовары — на 17%.
Что это значит для бизнеса. Бизнес вынужден поднимать цены на многие виды товаров не первой необходимости на фоне инфляции, ослабления рубля и санкционного давления. Это неизбежно приводит к оттоку покупателей.
В частности, с начала 2023 года года стоимость кормов для домашних животных увеличилась в среднем на 20—30%, а бытовая техника и электроника летом подорожали на 10—15%.
Чтобы повысить доступность товаров для граждан, ФАС предлагает ретейлерам зафиксировать цены на самые популярные позиции. Например, DNS уже ограничил цены на 100 позиций техники и электроники.