Что случилось. По оценке заместителя гендиректора транспортно-логистической компании ПЭК Вадима Филатова, российским транспортным компаниям сегодня не хватает около 60 000 водителей.
По данным общественной организации «Водители России», отрасли не хватает 27% водительских кадров, из-за чего простаивает 18% парка большегрузного транспорта.
Одна из причин нехватки водителей — старение кадров. Как отмечает гендиректор компании «Модуль» Александр Альтшуллер, средний возраст водителя категории Е — 52 года, новых людей на рынке нет, молодежь не идет в профессию.
Еще одна причина — несовершенная система обучения дальнобойщиков. По словам Вадима Филатова, после распада СССР сократилось количество автошкол, которые готовят водителей грузовых автомобилей, профессию исключили из системы среднего специального образования, снизился ее престиж.
Что это значит для бизнеса. Чтобы привлечь новых водителей, компании повышают зарплаты. По данным Ancor, если в 2020 году средняя зарплата дальнобойщика составляла 78 000 ₽, то к маю 2022 года она выросла почти вдвое — до 140 000 ₽.
Транспортные компании также стараются улучшить условия труда водителей: выдают корпоративные мобильные телефоны с оплаченной связью, оплачивают проживание в хостелах по пути следования, вводят регламентированный режим труда и отдыха.