О чем речь. В апреле 2023 года Владимир Путин поручил правительству разработать закон, который разрешит службам такси и каршеринга покупать только автомобили отечественной сборки. Четких правил пока нет — планировалось, что правительство подготовит их к 1 августа.
Среди властей единой точки зрения на эту инициативу нет. Минпромторг считает, что такой закон нужен — он поможет стимулировать спрос на машины отечественного производства. В Минэкономики не согласны: там считают, что закон нарушит принципы рыночной экономики и отрицательно повлияет на конкурентоспособность отечественных производителей. В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что такие требования приведут к росту цен на автомобили и услуги легкового такси.
Что случилось. Ассоциация «Национальный совет такси», НСТ, направила премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не запрещать таксопаркам и каршеринговым компаниям покупать иностранные авто.
В НСТ считают, что запрос на покупку машин иностранной сборки заставит агрегаторов резко повысить ценник на поездки и вызовет «массовое недовольство» в отрасли. В совете отмечают, что собранные в России автомобили экономкласса за последнее время выросли в цене на 70—80% и теперь стоят 1,8—2 млн рублей. В стране возник заметный дефицит легковых автомобилей стоимостью до 1 млн рублей, а именно их используют в такси и каршеринге.
По оценке руководителя Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислава Швагеруса, российским службам такси и каршеринга нужно каждый год закупать 200 000 машин для обновления парка. Сейчас отрасль способна закупать в пять раз меньше — около 40 000 авто в год. Если закон примут, закупки новых авто станут еще реже.
Что это значит для бизнеса. Если закон примут в том виде, в каком его представили, вероятно, спрос на отечественные авто резко вырастет. Из-за этого авторынок может ждать очередной скачок цен. Изменение цен на авто повлечет удорожание доставки, а значит, и цен на некоторые другие товары.