О чем речь. В России постепенно расширяют перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке в национальной системе «Честный знак». Маркируются товары штрихкодом формата Data Matrix, который крепят на упаковку или печатают прямо на ней. Для каждой единицы товара этот код индивидуальный — по нему отслеживается движение товара от производства или ввоза в страну до продажи конечному потребителю.
Сейчас в системе «Честный знак» проходят обязательную маркировку следующие товары:
- молочная продукция;
- упакованная вода;
- одежда из меха и кожи;
- обувь;
- парфюмерия;
- табачные изделия;
- лекарства;
- фотоаппараты и вспышки;
- автопокрышки и шины.
В пилотном режиме слабоалкогольные напитки маркируют с 1 апреля 2021 по 28 февраля 2023 года — в этот период производители и дистрибьюторы по желанию проводят продукцию через Честный знак.
Что изменилось. Правительство опубликовало постановление, по которому с 1 апреля 2023 года цифровая маркировка распространяется на слабоалкогольные напитки — алкоголь с крепостью не более 7%. К этой категории относятся:
- пиво;
- пивные напитки;
- сидры;
- пуаре;
- медовухи.
Подготовка к запуску системы маркировки для этой категории алкоголя начнется с 1 марта 2023 года. Не позже 7 марта заявление на регистрацию в Честном знаке обязаны подать все участники оборота слабоалкогольных напитков:
- производители и импортеры;
- дистрибьюторы и оптовые продавцы;
- магазины розничной торговли;
- предприятия общепита и гостиницы.
Далее в течение 15 календарных дней с даты регистрации производителям и продавцам нужно подготовить оборудование для работы в системе. Затем участники подают заявку на тест этого оборудования, чтобы проверить синхронизацию с системой «Честный знак». Для производителей и импортеров — это оборудование для нанесения маркировки. Для точек реализации товара нужно настроить систему учета поставок маркированного товара по универсальному передаточному документу — УПД — от производителей, импортеров и оптовиков.
Далее обязательная цифровая маркировка вводится поэтапно в зависимости от тары:
- с 1 апреля 2023 года — на слабоалкогольные напитки в кегах;
- с 1 октября 2023 года — на слабоалкогольные напитки в стеклянной и пластиковой таре;
- с 15 января 2024 года — на слабоалкогольные напитки в другой упаковке.
Также все участники оборота слабоалкогольных напитков с 2024 года должны будут подавать в систему «Честный знак» данные о списании и выводе маркированного товара из розничного оборота:
- с 15 января 2024 года — по продукции в кегах при ее продаже на розлив;
- с 1 июня 2024 года — по напиткам в потребительской упаковке.
Участникам пилотного проекта, действующего до 28 февраля 2023 года, не нужно будет повторно регистрироваться в системе.
За отсутствие маркировки грозит административная и уголовная ответственность. Так, за продажу, перевозку и производство немаркированной продукции могут назначить штраф от 5000 до 300 000 ₽ в зависимости от нарушения. Кроме того, все немаркированные изделия будут конфискованы.
Если стоимость товаров без маркировки превышает 1,5 млн рублей, то грозит уже уголовная ответственность — до 3 лет лишения свободы со штрафом 80 000 ₽.
Что это значит для бизнеса. Внедрение маркировки затронет всю цепочку производства, логистики и реализации слабоалкогольных напитков — производителей, импортеров, оптовиков, магазины, точки общепита и гостиницы. Если вы участвуете в обороте слабоалкогольных напитков, то стоит заранее выяснить, на каком этапе требования коснутся вашего бизнеса, и подготовиться. В формате пилотного проекта можно попробовать маркировку прямо сейчас.