О чем речь. ИП и компании, которые занимаются перевозкой грузов, часто совмещают должности водителя и экспедитора. Сотрудники, которых назначают водителями-экспедиторами, не просто перевозят товары из одной точки в другую, но и несут за них материальную ответственность, а также зачастую принимают оплату наличными.
Долгое время считалось, что водитель-экспедитор в штате — это нормально.
Что случилось. Роструд выразил мнение, что должности водителя и экспедитора нужно отражать в штатном расписании отдельно. Если нужно возложить на водителя функции экспедитора, то можно оформить совмещение должностей.
Свою позицию ведомство объяснило тем, что должность водителя-экспедитора и квалификационные требования к ней не прописаны ни в квалификационных, ни в тарифно-квалификационных справочниках.
По классификатору профессий должность водителя включена в первый раздел — профессии рабочих, а должность экспедитора во второй раздел — должности служащих. Квалификационные характеристики должностей водителя и экспедитора предполагают наличие у работников разных специальностей и квалификации.
Кроме того, для должности водителя действуют свои льготы и ограничения. Например, принять на работу водителем можно только человека, соответствующего требованиям Минтранса.
А водители, занятые на вредных производствах, получают право на досрочное назначение пенсии. Поэтому эту должность нужно отражать в штатном расписании и трудовом договоре так, как она прописана в квалификационных справочниках.
Что это значит для бизнеса. Вместо того чтобы вводить в штатное расписание должность водителя-экспедитора, каждую из этих должностей лучше отразить отдельно.
Если потребуется, можно оформить совмещение должностей — но только по допсоглашению к трудовому договору и за дополнительную оплату.
Впрочем, если оставить должность водитель-экспедитор, штрафа не будет — письмо Роструда не нормативный акт, а рекомендация.