Что случилось. Ассоциации перевозчиков и дилеров обеспокоены тем, что в России может возникнуть дефицит фур. Одна из причин — рост ставок утильсбора на грузовики массой 12—20 тонн: с 1 октября они увеличились на 70—85%, из-за чего средняя стоимость седельных тягачей выросла на 12%, отмечают в ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс».
Еще одна причина — рост стоимости лизинга из-за повышения ставки ЦБ, говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Виталий Киселев. В третьем квартале 2024 года ставки по некоторым лизинговым контрактам превышали 27—29%.
В АвтоГрузЭкс отмечают, что отечественные заводы пока не способны полностью заменить импорт: дефицит коснется прежде всего новых седельных тягачей грузоподъемностью 18—20 тонн.
По прогнозам директора по внешнеэкономической деятельности дилерской компании Sinoway Group Александра Строчкова, после 1 октября запасов растаможенных фур хватит примерно до конца 2024 года, а затем начнется рост цен на всю технику.
Что это значит для бизнеса. В Минпромторге напоминают, что в 2024 году запущена льготная программа лизинга: она распространяется на седельные тягачи и предусматривает скидку в 850 000 ₽. На эти цели выделено дополнительно 8 млрд рублей.
Перевозчики также просят правительство ускорить локализацию отечественного производства седельных тягачей, чтобы восполнить наметившийся дефицит техники.