Минфин отчитался о рекордном дефиците бюджета с 1998 года. Доходы российского бюджета в январе 2023 года составили 1,3 трлн рублей — на 35% ниже, чем в январе 2022 года. Расходы — 3,1 трлн, что на 59% выше января 2022 года. В итоге месячный дефицит составил почти 1,8 трлн рублей. Это рекордный показатель для января с 1998 года. Больше всего упали нефтегазовые доходы — на 46% по сравнению с январем 2022 года. Остальные доходы упали на 28% — в основном из-за снижения объемов внутреннего НДС и налога на прибыль.
В декабре 2022 года россияне поставили рекорд по объему взятой за месяц ипотеки. Банки выдали россиянам 176 000 кредитов на сумму почти 700 млрд рублей, сообщил Центробанк. Основной объем дала льготная ипотека на квартиры в новостройках с господдержкой. С 1 января 2023 года ставка по такой ипотеке поднялась с 7 до 8% — люди стремились взять кредит на более выгодных условиях. Эксперты полагают, что в 2023 году ставки по ипотеке снижаться не будут.
Для россиян при покупках в интернете отзывы важнее описания товара. Маркетинговое агентство «Ашманов и партнеры» исследовало поведение 1000 онлайн-покупателей из Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников в течение года. Оказалось, что покупатели доверяют друг другу больше, чем экспертам: 46% респондентов считают отзывы наиболее значимой информацией при выборе товара. Причем чаще всего на отзывы ориентируются покупатели с низким уровнем достатка — 53% — и женщины до 30 лет — 55%. В остальных категориях доля ниже.
Описание товаров и брендов главной информацией считают 28% опрошенных — почти в два раза меньше респондентов, чем тех, кто ориентируется на отзывы. Обзорам товаров от экспертов — например, видеороликам с распаковками, статьям с характеристиками — доверяют 13% опрошенных, а 10% полагаются на мнение близких людей. При этом 98% респондентов не считают упоминания товара в соцсетях или блогах сколь-нибудь значимым.
Российский рынок наружной рекламы вернулся к показателям 2019 года. Количество проданных рекламных поверхностей, например билбордов и рекламных экранов, в 2022 году вернулось к значениям допандемийного 2019 года. Такие данные получили в агентстве мониторинга рынка наружной рекламы Admetrix, изучив рынок 50 крупнейших городов России. За год бизнес разместил рекламу на 139 000 поверхностей, что на 1% выше, чем в 2019 году. Не восстановился рынок лишь в Москве, где показатель на 4% ниже 2019 года.
Лидером по размещению наружной рекламы стал Яндекс. В 2021 году лидером был застройщик «Донстрой», спустившийся на третье место, а в 2020 — Tele2, который сейчас на восьмой строчке. Также в топ-10 крупнейших рекламодателей вошли ВТБ, Сбер, Авито, Ozon, Группа ЛСР, Вымпелком и VK.
Число импортных марок пива в магазинах начало расти. Весной-летом 2022 года в торговых сетях России среднее количество импортных позиций пива упало
В октябре-декабре 2022 года среднее число позиций импортного пива в торговых сетях выросло с 18 до 22. К концу года ретейлеры наладили логистику и оплату, а также расширили портфель брендов, готовых торговать с Россией. Представители отрасли ожидают, что в 2023 году общая нехватка ассортимента будет компенсироваться за счет новых отечественных марок, а не торговли с зарубежными пивоварнями.
Ретейлер «Лента» зарегистрировал марку супермаркетов экономкласса. Он запустит новую сеть супермаркетов экономкласса «Лента Эконом». Компания подала заявку о регистрации марки в Роспатент. Ретейлер пояснил, что намерен переформатировать некоторые существующие супермаркеты под новый формат. Развитие экономсегмента необходимо, поскольку в 2022 году покупатели стали чаще переходить на более дешевые товары. В Ленте рассказали, что сеть расширила линейку товаров в низких ценовых сегментах, а также увеличила число акций и персональных предложений.