На месте H&M откроются магазины отечественных и турецких брендов. Надежда Цветкова, руководитель направления аренды торговых помещений консалтинговой компании CORE.XP, сообщила, что «площадки активно занимают бренды российской Melon Fashion Group и турецкий фешен-бренд Koton». Открытия новых магазинов стоит ждать весной 2023 года — к этому времени новые арендаторы зафиналят подписания договоров и успеют сделать ремонт. Надежда Цветкова назвала еще одну причину отложенного открытия: «Фешен-бренды предпочитают открываться с новой коллекцией, а не в период распродаж декабря-февраля». H&M уже закрыл 110 магазинов из 150 — ретейлер планирует полностью уйти из России к 2023 году. В российскую Melon Fashion Group входят Befree, Zarina, Lime и другие бренды.
В Петербурге за девять месяцев закрылось каждое пятое заведение стритфуда. В период с марта по ноябрь Петербург потерял 20% заведений стритфуда, подсчитали в агентстве недвижимости KNRU. В исследовании участвовали уличные точки продаж блинов, кофе, выпечки, шавермы и тому подобного, кафе и рестораны в расчет не брали. Весной в городе работали около 7000 точек стритфуда — к концу ноября их число сократилось до 5500. Больше всего пострадали точки с кофе to go и шавермой: первых закрылось около 1500 штук, вторых — 1000. Между тем пышечные показали рост: весной в городе было 27 точек, в ноябре — 45. Выросло число пекарен — к осени суммарно открылось около 300 точек.
Skillbox создаст единую образовательную платформу к 2024 году. Компания решила заменить ушедшие западные платформы — Coursera, edX, Udacity — и направила заявку на получение гранта на развитие в Минобрнауки. Всего на проект планируют потратить 605,8 млн рублей, из которых 485,5 млн должны быть выделены из бюджета. В создании платформы примут участие ведущие вузы страны — в их числе НИУ ВШЭ, МГИМО, УрФУ. Летом Skillbox уже подписала соглашения с ними. На платформе будет тренажер для обучения программированию, функция составления учебного расписания, распознавания текста по видео и другие. Единую образовательную платформу компания планирует запустить к апрелю 2024 года — менеджеры считают, что затраты окупятся через год после запуска.
Израильская сеть On Clinic продала бизнес в России. Владельцем российского подразделения компании On Clinic — Медикал он Груп — стал холдинг «Медскан». Об этом сообщил мажоритарный акционер Медскана Евгений Туголуков и экс-совладельцы Медикал он груп Мара Вайсман и Алекс Канаевский. Сумма сделки не раскрывается. По словам источника РБК, речь идет о 1,68 млрд рублей. В российский бизнес On Clinic входило 23 многопрофильные клиники в 15 регионах.
Яндекс Go добавил возможность разделить стоимость поездки пополам с попутчиком. Агрегатор такси добавил в приложение возможность разделить поездку с попутчиком, если у обоих схожие маршруты, — опцию «Вместе». Приложение само подбирает попутчика с похожим маршрутом и предлагает обоим клиентам сэкономить. «Стоимость поездки попутчики разделят между собой, при этом водитель заработает больше», — обещают в компании. Опция «Вместе» пока доступна только в Санкт-Петербурге и Москве.
Бывшие рестораны Mcdonald's на вокзалах и в аэропортах с 1 декабря станут «Вкусно — и точка». ООО «Развитие РОСТ», владелец этих заведений, подписал франчайзинговый договор с «Вкусно — и точка». Сейчас под управлением Развития РОСТ 9 точек — с 1 декабря шесть из них начнут работать под новым брендом, еще два — после обновления интерьера, еще одно — после открытия терминала D в Шереметьеве. Все это время рестораны на вокзалах и в аэропортах работали без единого бренда — некоторые даже продавали алкоголь, который франшиза McDonald's и «Вкусно — и точка» не предусматривает. ООО «Развитие РОСТ» — дочерняя компания ресторанного холдинга «Росинтер Ресторантс», который управляет ресторанами Il Patio и Планета Суши. Компания стала первым франчайзи McDonald's в России в 2012 году.
Yandex, VK, Мегафон, Сбер и другие компании выступили против добровольной компенсации за утечки данных. Участники ассоциации больших данных (АБД) выступили против предложений о добровольных компенсациях пострадавшим от утечек данных клиентам. Напомним: Минцифры рассматривают законопроект о компенсации вреда пострадавшим от утечки данных — если компания возместит вред от утечки 60% пострадавших, то размеры штрафов за нарушение информационной безопасности будут снижены. В АБД опасаются, что «предлагаемый механизм увеличит риски мошенничества со стороны пользователей и приведет к перегрузке судов жалобами и требованиями компенсации». Представитель АБД заявил, что меры должны провоцировать компании инвестировать в информационную безопасность — для этого нужно зафиксировать максимальный размер штрафа и конкретизировать срок выплаты.
В продуктовые магазины вернулись скидки и промоакции. Магазины начали возвращать на полки товары со скидками, следует из данных исследования NielsenIQ. Весной количество промоакций снизилось: из-за скачка доллара закупки у поставщиков подорожали, ретейлеры не могли позволить себе продавать товары со скидкой, наоборот, Лента, Магнит и другие компании подняли цены. Летом курс стабилизировался — иногда достигал 58 рублей за доллар — поэтому к осени на полки товаров вернулись промоакции. Например, скидка на растворимый кофе доходит до 78%, на чай — до 75%, на оливки — до 60%. При этом сумма скидки суммарно больше на 10—15%, чем скидки на эти же товары в прошлом году. К концу года рынок ожидает рекордную промоактивность — уже сейчас компании запускают агрессивные акции.