РЖД планирует продлить приоритетный доступ к дорогам предприятиям с северо-запада. Временные правила очередности перевозок грузов по сети РЖД могут продлить до конца года — предложение рассматривалось 26 мая на заседании правкомиссии по транспорту. Правила ввели в марте 2022 года после того, как бизнес в центральной России потерял европейские рынки сбыта и переориентировал торговлю на Азию. В тот момент железнодорожные грузоперевозки на Восток впервые в истории превысили перевозки на Запад, из-за чего РЖД пришлось срочно перестраивать все процессы. Например, расширенный доступ к главным магистралям — БАМу и Транссибу — получили металлургические компании «Северсталь», Evraz и НЛМК, которые резко нарастили поставки в Китай. До марта прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа — ПНД — к инфраструктуре РЖД.
Ситуация очень возмущает угольщиков — их продукция из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тывы, для которых ранее была определена квота поставок на Восток, теперь потеряла приоритет, поэтому у компаний заметно упала выручка. В целом, эксперты опасаются, что новые правила непрозрачны и позволяют РЖД пропускать грузы без обоснования причин.
Минприроды и РСПП спорят о том, как учитывать промышленное загрязнение. В последние годы власти ужесточают требования к контролю промышленного загрязнения атмосферы в рамках проекта «Чистый воздух». Так, Минприроды предложило в сжатые сроки — до конца 2025 года — внедрять на предприятиях системы автоматического контроля — САК — над вредными выбросами. Это специальный комплекс устройств, которые измеряют показатели выбросов веществ и передают данные в государственный реестр. В РСПП утверждают, что сейчас в России есть лишь один производитель САК и устройств на всех не хватает, они стоят дорого и ждать их приходится долго.
При этом за неустановку САК компаниям грозят штрафы — от 100 000 до 200 000 ₽. Однако в Российском союзе промышленников и предпринимателей, РСПП, выступали против введения штрафов и говорили, что экологический онлайн-контроль — это слишком дорого, а вложения в него непроизводительны.
Стороны спорят о количестве предприятий, на которых должен быть установлен САК: в Минприроды настаивают на 70%, промышленники — на 50%. По оценке РСПП, охват 70% выбросов САК фактически недостижим — дело в большом количестве нестационарных неорганизованных источников выбросов, а также малых труб, которые невозможно оснастить этими системами.
Напомним: летом 2022 года правительство запустило программу «Чистый воздух» и выделило на нее 500 млрд рублей. Мера была предпринята, так как за год в стране на 23% увеличилось количество инцидентов экстремального загрязнения воздуха: «черное небо», когда в воздухе скапливаются вредные вещества, на май 2023 года зафиксировано в 19 российских городах.
Американская TJX Companies перестала быть совладельцем сети магазинов Familia. Покупателя доли и сумму сделки не сообщили. TJX Companies купила 25% в Familia осенью 2019 года — СМИ называли сумму сделки в 225 млн долларов, продавцами выступали все совладельцы сети, включая структуры Goldman Sachs и структуры Baring Vostok. Год назад TJX Companies заявляла о планах выйти из бизнеса Familia — тогда компания готова была списать свою долю в российской сети в 218 млн долларов. Среди нынешних владельцев Familia — Broomfield Int., которую РБК связывал с российским топ-менеджментом местной структуры Goldman Sachs. Также в обновленном списке учредителей ретейлера — компании Ambron Holding и Kemble Corporation. В апреле этого года головная структура Familia сменила юрисдикцию в Люксембурге и зарегистрировала одноименную компанию в ОАЭ. Эксперты рынка объясняли такое решение тем, что в Арабских Эмиратах Familia не обязана соблюдать санкции ЕС и сможет свободнее взаимодействовать с российским бизнесом. Кроме того, в ОАЭ действует более комфортный налоговый режим для компаний, например низкий НДС. Сейчас в сети Familia более 415 магазинов в 115 городах России и Беларуси. По итогам 2022 года выручка сети выросла на 26%, до 43,3 млрд рублей.
Застройщики не поднимают цены на новостройки, так как предложение пока превышает спрос. По оценкам ЦИАН Аналитики, средняя стоимость первички на 18 крупнейших региональных рынках России в мае составила 140 600 ₽ за квадратный метр — это на 0,2% меньше, чем в апреле. Среднюю цену квартиры в новостройках в России сейчас оценивают в 6 млн рублей — за месяц она подешевела на 0,8%, за год — на 2,9%.
На рынке сохраняется дисбаланс спроса и предложения: объем экспозиции на 52% выше показателя прошлого года, подсчитали в Авито Недвижимости. Чтобы продать квартиру в таких условиях, застройщики активно предлагают скидки: например, в Москве и Подмосковье почти треть квартир продается с дисконтом. Большой выбор также замедляет скорость сделки: потенциальные покупатели хотят рассмотреть больше квартир перед тем, как принять решение о покупке.
Минпромторг хочет скорректировать балльную систему локализации в автопроме. Балльную оценку локализации ввели в 2019 году. В зависимости от того, на сколько баллов автомобиль признан российским, компания может претендовать на участие в госзакупках и в программах поддержки спроса на автотехнику. От количества баллов зависят и промышленные субсидии. Автопроизводитель может набрать максимум 7000 баллов. Из них 1500 баллов можно получить за сварку и окраску кузова и штамповку кузовных деталей из российского металла.
Минпромторг хочет снизить количество баллов за сварку и окраску и дать больше баллов за локализацию компонентов, выяснили «Ведомости». Заявленная цель — создать условия, стимулирующие производство критически важных для российского автопрома комплектующих. Представители отрасли эти предложения раскритиковали: по их мнению, от этого машины не станут более современными, автопроизводители просто потеряют 1000 баллов, и в итоге ни один из них не будет соответствовать требуемому уровню баллов для госзакупок. Как результат — неизбежный рост цен на авто, предупреждают участники рынка.
Директор по развитию HRlink рассказал, как запускал платформу автоматизации бухгалтерии в Индии. Дмитрий Махлин в статье для Forbes отмечает, что для начала нужно набраться терпения. Встреча с деловым партнером в среднем длится два часа, а поездка с одной встречи на другую может занять и того больше из-за хаотичного уличного движения и постоянных ДТП. Также важно знать местный язык тела — кивок не обязательно означает «да», но может означать и отрицание. Еще один интересный нюанс — визитки нужно передавать двумя руками с небольшим поклоном и таким же образом принимать. Любой другой способ могут воспринять как оскорбление. Желательно, чтобы продажами занимались индийцы, так как они лучше понимают местных клиентов. Но руководить индийским подразделением лучше иностранцу, советует Махлин.