Российские компании начали получать предложения от Microsoft о продлении лицензии. С начала 2023 года около 1000 российских компаний получили от американской Microsoft письма с предложением продлить подписку на софт, сообщили собеседники «Коммерсанта». Письма получили как представительства международных компаний, так и российские бизнесы, не подпавшие под санкции.
Весной 2022 года Microsoft ограничила доступ к загрузкам некоторых своих продуктов, в частности ОС Windows и пакету Office для российских потребителей. Летом 2022 года в Microsoft заявили, что будут сокращать российский бизнес, «пока от него ничего не останется». Однако российские дистрибуторы Microsoft продолжают продавать ключи для продления лицензий на гаджетах, на которых продукты уже были установлены. Российское подразделение Microsoft также продолжает действовать. В 2022 году выручка от продаж ООО «Майкрософт Рус» составила 6,4 млрд рублей — на 6% меньше уровня 2021 года.
В 2022 году МФО выдали малому бизнесу на 40% больше займов, чем годом ранее. По итогам 2022 года микрофинансовые организации, МФО, выдали представителям малого и среднего бизнеса займов на 70 млрд рублей. Это на 40% больше, чем в 2021 году, указано в отчете Центробанка. ЦБ отметил высокую финансовую дисциплину бизнеса: доля просрочки свыше 90 дней составила меньше 6% — это минимальный уровень с 2020 года.
80% займов выдали государственные МФО, которые создавались специально для кредитования бизнеса. Остальные 20% займов выдали частные микрофинансовые организации — за год их доля выросла в два раза. Участники отрасли отмечают, что бизнесу намного проще получить кредит в МФО. Банкам важны устойчивость и прозрачность бизнеса, а МФО готовы к более рискованным вложениям денег под более высокий процент.
Бургер Кинг увеличил годовую выручку на 40% на фоне закрытия McDonald’s и KFC. Российская сеть «Бургер Кинг» завершила 2022 год с выручкой 69 млрд рублей, что на 40% выше уровня 2021 года, подсчитал сервис проверки контрагентов Casebook. Успех Бургер Кинга произошел на фоне ухода McDonald’s и KFC с российского рынка. Сеть «Вкусно — и точка» — экс-McDonald’s — завершила 2022 год с выручкой 73 млрд рублей, что на 43% меньше, чем в 2021 году получил McDonald’s. Российский бизнес KFC потерял 6% выручки — в 2022 году она составила 17 млрд рублей. В отличие от конкурентов, Бургер Кинг не закрывал рестораны и продолжил работать в штатном режиме. Американский бренд Burger King в России развивается по франчайзингу через компанию «Бургер Рус». Она принадлежит инвестфонду «ВТБ Капитал» и владельцу сети «Шоколадница» Александру Колобову.
В Москве и Петербурге открылись первые магазины на площадях Stradivarius и Pull & Bear. В московском ТЦ «Мега Химки» на месте бывшего магазина Pull & Bear открылся первый магазин Dub, а на месте Stradivarius появился Vilet. Магазины Dub и Vilet также открылись в Петербурге в ТЦ «Мега Дыбенко» и «Галерея». Оформление торговых точек в целом осталось прежним — новые бренды сохранили интерьер прежних владельцев.
Магазины Stradivarius и Pull & Bear в России принадлежали испанской Inditex, которая ушла из страны. Права на аренду точек выкупила ливанская Daher Group. Накануне компания открыла в Москве первый магазин Maag на месте четырехэтажного Zara — этот бренд также принадлежит Inditex. В мае — июне Daher Group планирует открыть в России еще 50 магазинов Maag, Dub и Vilet.
Импорт вина из Грузии в Россию за год вырос в полтора раза. За первый квартал 2023 года Грузия экспортировала в Россию 13 млн литров тихих вин. Это в полтора раза больше, чем в первом квартале 2022 года, отмечают участники рынка. По объему экспорта вина Грузия почти сравнялась с многолетним лидером — Италией, из которой в Россию в первом квартале завезли лишь на 300 000 литров больше вина, чем из Грузии. Испания с экспортом в 12 млн литров опустилась со второй строчки на третью.
Эксперты считают, что главная причина роста импорта грузинских вин — в простоте логистики: их можно напрямую доставлять в Россию. Вина Западной Европы нужно завозить через Прибалтику, кроме того, у некоторых импортеров сохраняются сложности с трансграничными платежами. Увеличение импорта из Грузии коснулось не только тихих вин. Игристых вин в первом квартале ввезли в Россию 370 000 литров — в восемь раз больше, чем годом ранее. А поставки грузинских коньяков и бренди за квартал увеличились год к году на 120%, до 2,7 млн литров. Это 60% всех импортных напитков в категории.